Поражение легких при криптококкозе обычно протекает легко, без выраженной клинической картины. Возможно хроническое течение заболевания с образованием каверн и дыхательной недостаточностью. Ранними признаками поражения ЦНС при развитии
--------------------------------------- Глава 8 --------------------------------------------
криптококкового менингита являются головная боль, тошнота, головокружение, нарушение зрения, памяти, раздражительность и усталость. Эти симптомы трудно дифференцируются не только во время беременности, поскольку они могут наблюдаться при раннем токсикозе, но и у небеременных женщин до тех пор, пока не происходит обострения процесса. Менингит может принимать хроническое течение и сопровождаться тяжестью в затылочной области, головной болью, признаками энцефалопатии.
При поражении кожи и слизистых этим микозом элементы сыпи носят характер угревидных и герпетиформных высыпаний в виде красных, горячих на ощупь, отечных и болезненных бляшек на конечностях, которые принимают генерализованный характер. При любых высыпаниях возможно их изъязвление. У ВИЧ-инфицированных такие высыпания чаще всего наблюдаются на лице и волосистой части головы. Флегмона, вызванная Cryptococcus neo-formans, напоминает бактериальную.
При генерализации процесса происходит поражение мозговых оболочек, легких, костного мозга, кожи, слизистых мочеполовых органов, развиваются гепатомегалия и спленомегалия.
В доступной литературе мы не нашли сообщений о трансплацентарном инфицировании внутриутробного плода грибами cryptococcosis. Все случаи исследований эмбриональных тканей на наличие С. neoformans были отрицательными. У всех детей, рожденных матерями, инфицированными криптококкозом, развития инфекции не наблюдалось. Проведенный иностранными исследователями эксперимент на собаках показал, что внутривенное введение этого патогена подопытным не привело к инфицированию внутриутробных щенков и развитию инфекции после их рождения.
Диагностика
Основную роль играют лабораторные исследования. При легочном поражении грибки находят в мокроте, при почечном — в моче. Очень убедительным является нахождение криптококков в крови и спинномозговой жидкости. В последние годы широко используются иммунологические исследования для подтверждения кропто-коккоза.
Патоморфология кожи. Возможны две различные гистологические картины. В первом случае обнаруживают большие скопления возбудителей, окруженных слизистой желатиноподобной капсулой, с незначительной воспалительной реакцией окружающих тканей. Во втором случае выявляют гранулематозное воспаление с
наличием гистиоцитов, гигантских и лимфоидных клеток, фибро-бластов, (иногда — очагами некроза) — при незначительном числе возбудителей в очаге воспаления. Муцикармин связывается с гли-козаминогликанами и окрашивает капсулу гриба в красный цвет, что позволяет отличить Cryptococcus neoformans от Blastomyces dermatidis.
При микроскопии препарата, обработанного гидроксидом калия, получают мазок-отпечаток с биопсийного материала или делают соскоб с очага поражения, и после обработки препаратов гидроксидом калия выявляют Cryptococcus neoformans.
Исследование спинномозговой жидкости (СМЖ). При менингите давление СМЖ умеренно или резко повышено. В крови отмечаются лимфоцитоз, повышенный уровень белка, сниженный уровень глюкозы. При микроскопии неокрашенного препарата в капле туши у 40-60% больных находят окруженные капсулой дрожжевые клетки.
Рентгенография грудной клетки позволяет выявить очаг поражения в легких.
Посев. Для посева обычно используют СМЖ или биоптат кожи. Если возбудитель выделен из биоптата кожи, для оценки тяжести заболевания необходимо исследовать СМЖ, костный мозг, мокроту, мочу, секрет предстательной железы. У ВИЧ-инфицированных возбудитель высевается из крови, мокроты, костного мозга, мочи.
Чувствительным и специфичным методом является определение антигенов Cryptococcus neoformans, который используют для оценки прогноза и эффективности лечения. Антигены криптокок-ков обнаруживают в СМЖ, сыворотке, моче. Определение антител к Cryptococcus neoformans не применяют.
Дифференциальный диагноз проводят с пиодермией, контагиозным моллюском, высыпаниями на лице у ВИЧ-инфицированных, бластомикозом, гистоплазмозом, флегмоной иной этиологии.