АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Сосудистый антигемостаз и его нарушения
Тромборезистентность сосудистой стенки определяется несколькими факторами.
n На исключительно гладкой поверхности интактного эндотелия присутствует мономолекулярный слой фибрина, заряженный положительно. Эта фибриновая выстилка предохраняет от активации контактную систему плазмы и препятствует сближению тромбоцитов с эндотелием. Данный слой мономерного фибрина появляется вследствие равновесного взаимодействия интактного эндотелия, генерирующего антигемостатические паракринные регуляторы с тромбоцитами и лейкоцитами, способными производить регуляторы гемостатического действия. Кроме того, фибрин рассматривается как антитромбин I, так как он активно выводит из сферы тромбообразования молекулы тромбина.
n Рассмотренный выше механизм генерации NO в ответ на различные медиаторы препятствует спазмам сосудов и также должен быть отнесён к антигемостатическим. К тому же, оксид азота ингибирует агрегацию.
n Интактный эндотелий вырабатывает антикоагулянтные и антиагрегантные белки - тромбомодулин и протеин S, которые, вместе с печёночным белком С и a-2 макроглобулином эндотелиального и макрофагального происхождения, представляют собой функционально взаимосвязанный антитромботический каскад, собираемый и активируемый на поверхности эндотелия. Тромбомодулин - эндотелиальный поверхностный белок с молекулярным весом 88 кД, гомолог рецепторов липопротеидов низкой плотности. Он связывает тромбин и плазменный протеин С. Протеин С - зимоген печёночного происхождения, его синтез требует витамина К. При тромбообразовании он активируется тромбином. На поверхности эндотелия (и тромбоцитов - см. ниже), в присутствии тромбомодулина и кальция активация протеина С ускоряется в 20 000 раз. Активный протеин С связывается со своим кофактором - протеином S, другим витамин-К зависимым белком, который имеет смешанное происхождение (депонируется и синтезируется в эндотелии, откуда освобождается норадреналином, кроме того может возникать в печени и мегакариоцитах). Комплекс белков С-S на поверхности эндотелия или тромба лизирует активные Va и VIIIa факторы и ингибирует коагуляцию (рис.59).
Гепарин и хондроитинсульфаты (гепарансульфат и дерматансульфат) вырабатываются околокапиллярными тучными клетками. Они связывают неферментативный белок антитромбин III, также формируемый, в значительной степени, в эндотелии, а комплекс этих факторов проявляет высокую тромбинсвязывающую активность - в 2000 раз более сильную, чем каждый из его компонентов, по отдельности. Это позволяет быстро улавливать и устранять из плазмы тромбин, а также факторы коагуляции XII - IX, отделившиеся от поверхности сосуда или тромба, на которой идёт тромбогенез, поддерживая тем самым локальность процесса тромбообразования. Особенно богаты гепаринпродуцирующими клетками перикапиллярные зоны в печени и лёгких, где велик риск тромбоэмболии. Гепарин активирует на поверхности эндотелия гепариновый кофактор II, также участвующий в торможении активности тромбина и фактора Xa. Гепарин стимулирует синтез эндотелием ингибитора фактора Ха и тканевого тромбопластина - EPI и тканевого активатора плазминогена (tPA). Характеристика гликозаминогликанов, как медиаторов воспаления, содержится в соответствующем разделе ниже.
Итак, совместное действие эндотелиальных поверхностных комплексов тромбомодулин - протеин C - протеин S - кальций и гепарин - антитромбин III - тромбин позволяет блокировать и устранить факторы коагуляции II, III, V и с VIII по XII.
n Сосудистая стенка (макрофаги, эндотелий) вырабатывает тканевой активатор плазминогена (tPA), который способен диффундировать в плазму и активировать плазминоген, если этот профибринолитический предшественник адсорбирован на поверхности фибриновой части тромбов. Тканевой активатор плазминогена вырабатывается более активно в присутствии опухолевых экстрактов, что может объяснить активацию фибринолиза при онкологических заболеваниях. Эндотелий может вырабатывать и урокиназоподобные активаторы плазминогена. Кроме того, эндотелиальный белок тромбоспондин служит рецептором плазминогена и полем активации системы фибринолиза, наряду с фибрином.
n Простациклин (PgI2) - основной дезагрегант сосудистой стенки, продукт всех её клеток, особенно, эндотелиоцитов (см. также разделы «Повреждение плазмолеммы» и «Патофизиология воспаления»). Простациклин не только сильный антиагрегант, но и антикоагулянт, формируемый из материала плазматической мембраны ex tempore. При повреждении эндотелия его производство снижается. Аспирин при пролонгированном приёме малых доз гораздо сильнее подавляет продукцию тромбоксанов, чем простациклина, что ведет к антитромбогенному действию этого лекарства. Простациклин более устойчив, чем другие простаноиды и оказывает некоторый системный антитромботический эффект. Выработка этого регулятора стимулируется кининами и ангиотензином I. Простациклин намного активнее вырабатывают артерии, чем вены, что сказывается на различиях в их тромборезистентном потенциале (С.Монкада, 1982).
В патологии нередко наблюдаются проявления тромбофилитического синдрома и гиперкоагуляции из-за недостаточно эффективной работы связанных с сосудистой стенкой антигемостатических механизмов. Примеров геморрагических состояний из- за избыточной функции описанных механизмов гораздо меньше. Одним из них может служить усиление продукции простациклина при уремии, способствующее геморрагическому синдрому при хронической почечной недостаточности.
По-видимому, избыточная тромбогенная активность обладала на определённых этапах эволюции предков человека определённой адаптивной ценностью, поскольку наследственные тромбофилитические состояния очень распространены и обусловлены аутосомно-доминантными мутациями. В несколько облегчённом виде, они проявляются даже у гетерозигот. Проявления различных тромбофилитических состояний формируют клиническую картину тромбоэмболической болезни.
Одно из самых частых тромбофилитических состояний у человека заключается во флеботромбозе глубоких вен нижних конечностей. Установлено, что не менее 50% носителей этого заболевания имеют так называемую точковую лейденскую мутацию гена V фактора коагуляции - замену гуанина на аденин, а следовательно, глицина на аргинин в 506 положении. Это делает акцелерин таких индивидов нечувствительным к инактивации комплексом “тромбомодулин-белок С”.В результате сильно снижается способность сосудистой стенки ограничивать фибринообразование. Это особенно проявляется в венах нижних конечностей, где мала выработка простациклина и действует фактор замедления кровотока. Большие тромбы, образуемые в венах ног и тазового сплетения при флеботромбозе, могут быть у половины пораженных абсолютно бессимптомны, лишь иногда проявляясь в виде положительного симптома Гомана - боли в ногах при дорзальной флексии стоп. Коварство этого заболевания в том, что такие рыхлые красные тромбы, схожие со сгустками, исключительно часто становятся источником тромбоэмболов, ответственных за эмболию лёгочной артерии и другие осложнения. Полагают, что лейденский ген присутствует почти у 5% популяции, превращая флеботромбоз в серьёзнейшую проблему здравоохранения (Ф.Р. Розендаал и др., 1995).
Тромбофлебит - это тромбоз поверхностных вен нижних конечностей, вторичный по отношению к их инфекционному воспалению. Он развивается, как осложнение при распространении инфекционного агента из воспалительных очагов на месте микротравм нижних конечностей. Цитокины и другие медиаторы воспаления способствуют снижению тромборезистентности сосудов. Как правило, тромбы при тромбофлебите не дают тромбоэмболов, а болезнь легко распознаётся.
Имеются аутосомно-доминантные наследственные дефициты протеина S и антитромбина III. При обеих аномалиях, встречающихся каждая с частотой примерно 1/10000, отмечается тромбофилитический синдром вследствие неограниченной активации фактора Х, а при дефиците антитромбина гиперкоагуляция носит многозвенный характер, так как не блокируется тромбин и снижена эффективность гепарина.
При всех вышеописанных наследственных расстройствах риск тромбоза повышен во много раз (от 6 до 30), а главным универсальным клиническим проявлением служат тромбозы вен нижних конечностей и, реже, тазовых органов.
Антитромботическая резистентность сосудов снижена и при многих приобретённых заболеваниях, например при атеросклерозе и сахарном диабете. При этих процессах патологические липопротеиды, особенно минорный Lp(а)у больных ранним атеросклерозом, связываются с антикоагулянтными факторами сосудистой стенки и/или их рецепторами и нарушают их функцию, а также активируют тромбоциты. Так, Lp (а), обнаруживаемый у 60% больных, пострадавших от тромбоза коронарных артерий в молодом возрасте, является структурным аналогом и конкурентным ингибитором плазминогена и блокирует его присоединение к эндотелию и тромбу. И атеросклероз, и сахарный диабет, к тому же, снижают продукцию простациклина.
При приёме пероральных эстрогенсодержащих противозачаточных средств наблюдается угнетение выработки антитромбина III и тромбофилетический синдром. При нефротическом синдроме антитромбин III теряется с мочой, что также создает снижение тромборезистентности сосудов. Мигрирующий тромбофлебит поверхностных вен наблюдается при синдроме Труссо. Этот французский психиатр страдал раком поджелудочной железы и описал данное паранеопластическое явление на собственном трагическом опыте. Опухолевые клетки вырабатывают тромбогенный муцин, влияют на продукцию сосудами ингибитора и активатора фибринолиза, а также заставляют иммунную систему наводнять организм цитокинами, снижающими тромборезистентность эндотелия, активирующими продукцию им молекул клеточной адгезии. Следствием этого и является данный, не специфический по отношению к какой-либо злокачественной опухоли, мигрирующий тромбофлебит, который может сопровождать любые распространенные и поздние стадии рака (Н.Н.Петрищев, 1994).
При некоторых состояниях, например, гиганткой кавернозной гемангиоме (синдром Казабаха-Мерритта) тромбоз возникает из за утраты такого компонента тромборезистентности сосудов, как гладкость эндотелия.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 784 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 |
|