2. определить главный симптомокомплекс гинекологических заболеваний;
3. провести гинекологический осмотр;
4. правильно избрать и провести дополнительные обследования гинекологических больных.
ІІІ. Исходные и базовые знания.
- анатомические особенности женских половых органов.
- физиологические особенности женских половых органов. Физиологические особенности регуляции менструального цикла.
- гистологическое строение наружных и внутренних половых органов.
- изучение фармакологических препаратов, которые содержат женские и мужские половые гормоны. Написание рецептов.
ІV. Содержание учебного материала.
Интерес к проблеме воспалительных заболеваний половых органов связан с их частотой, возможностью передачи инфекции, а также с «омолаживанием» случаев. Несвоевременное или неадекватное лечение воспалительных заболеваний половых органов приводит к хронизации процесса и является причиной бесплодия, внематочных беременностей, тазовых болей, которые влекут страдания и даже инвалидизацию женщин в возрасте социальной активности.
Частота. Больные с воспалительными заболеваниями половых органов составляют 60-65% гинекологических больных, которые обратились в женскую консультацию и 30%, которые направлены на лечение в стационар.
Важную роль в возникновении воспалительных заболеваний половых органов играет, так называемая, нормальная микрофлора половых путей.
Микрофлора влагалища в норме содержит:
палочковую флору: лактобациллы, поддерживающие кислую среду; коринебактерии и дифтероид.
кокковая флора: анаэробные и в большинстве аэробные коки, гемолитические и негемолитические стрептококки; бетта-гемолитический стрептококк, энтерококк.
Реже встречаются клебсиелла, энтеробактерии и представители вида Рroteus, кишечная палочка, а также грибы рода Candida.
По данным В.А. Шендерова нормальная жизнедеятельность эндогенной микрофлоры обеспечивает:
конкурирование микроорганизмов за питательные субстанции.
стимуляция эпителия слизистых и процессов его обновления на поверхности ворсин.
продукция короткоцепочечных жирных кислот, перекисей, бактериоцинов, лизоцима и других антимикробных субстанций.
детоксикацию антибиотиков за счет их адсорбции или биотрансформации.
индукция иммунного ответа, которая имеет перекрестные реакции в отношении патогенных микроорганизмов.
продукция стимуляторов иммуногенеза и активаторов фагоцитарной и ферментативной активности.
На микрофлору влагалища оказывают влияние и эндогенные факторы. Под воздействием эстрогенов повышается образование гликогена и муцина, усиливается васкуляризация влагалищной стенки, которая стимулирует вирулентные признаки патогенных микробов. Количество аэробов уменьшается в предменструальном периоде, в секреторной фазе цикла отмечается снижение количества условно патогенных микроорганизмов и стимуляция роста лактобактерий.
Микроорганизмы, постоянно присутствующие в половых путях, могут при благоприятных условиях стать вирулентными и повлечь развитие воспалительных заболеваний половых органов. Препятствием для их активации и участия в воспалении являются физиологические защитные механизмы:
Физиологичная десквамация и цитолиз поверхностных клеток эпителия влагалища, которые обусловлены действием яичниковых гормонов.
Неспецифические антимикробные механизмы, которые действуют на клеточном уровне: фагоцитоз с помощью макрофагов и полиморфноядерных лейкоцитов. Неспецифические гуморальные факторы: белок плазмы трансферрин, связывающий железо, необходимое для роста многих бактерий; опсонин, который усиливает фагоцитарную активность клеток; лизоцим - пептид, имеющий антимикробную активность; лизин, который выделяется тромбоцитами в зоне воспаления.
Иммунные механизмы защиты от грибковой, вирусной инфекции, внутриклеточных бактериальных паразитов. К ним принадлежат Т-лимфоциты, иммуноглобулины, система комплемента.
Микроценоз цервикального канала, особенно его нижних отделов, у здоровых женщин практически не отличается от микроценоза влагалища, но количество микроорганизмов в канале меньше, чем во влагалище и превалируют в нем аэробно-анаэробные ассоциации. То есть локальные факторы защиты в цервикальном канале способствуют поддержанию стерильности эндометрия и созданию оптимальных условий для развития здоровых потомков.
Для верхних отделов половой системы особенное значение имеют защитные механизмы на уровне цервикального канала и эндометрия. Слизь, накапливающаяся в цервикальном канале, представляет собой своеобразный барьер, который разделяет нижний и верхний отделы полового тракта. В цервикальной слизи находятся антибактериальные вещества, антитела к таким микроорганизмам, как кишечная палочка, гонококки, сальмонеллы, к вирусам простого герпеса и грибов Candida. В матке защитную функцию несет эндометрий, который предотвращает проникновение микроорганизмов периодическим отторжением его функционального слоя во время менструации.
Пути распространения инфекции. Проникновение инфекционных агентов в верхние половые пути происходит с помощью сперматозоидов, трихомонад, возможен пассивный транспорт микроорганизмов, последнее место занимают гематогенный и лимфогенный пути.
Доказано свойство аэробных и анаэробных бактерий, хламидий и микоплазм прикрепляеться к сперматозоидам. Особенно важна роль спермы в передаче гонореи. Хламидиям свойственно прикрепляться к сперматозоидам, причем, чем больше хламидий, тем к большему числу сперматозоидов они прикрепляются. При снижении рН - среды феномен прилипания хламидий увеличивается.
Перенос инфекций в верхние половые пути осуществляют и трихомонады. На роль трихомонад как переносчиков указывает то обстоятельство, что выделить трихомонады без связи с другими микроорганизмами невозможно.
Факторы, способствующие инфицированию гениталий. Проникновению инфекции в верхние половые пути могут способствовать внутриматочные процедуры (зондирование, гистеросальпингография, гистероскопия, пертубация, гидротубация, операции на половых органах, прерывание беременности).
Немалое значение в распространении инфекции имеют внутриматочные контрацептивы. Риск развития воспалительных процессов придатков матки у женщин носителей внутриматочных контрацептивов увеличивается в 4 раза. Особенно большой риск у нерожавших женщин. Установлено, что через 2 суток после введения внутриматочного контрацептива, микробное обсеменение матки резко увеличивается. Да, риск развития воспалительных процессов половых органов при использовании внутриматочных контрацептивов в 3-9 раз больше, чем у женщин, использующих другие методы контрацепции.
Использование оральных контрацептивов, по мнению исследователей, снижает риск развития воспалительных заболеваний половых органов.
С началом менструации состав микрофлоры половых путей изменяется как количественно, так и качественно, что играет значительную роль в возникновении воспалительных процессов половых органов. В предменструальном периоде концентрация аэробных бактерий уменьшается приблизительно в 100 раз, соответственно увеличивается концентрация анаэробов. Использование влагалищных тампонов во время менструации уменьшает доступ кислорода, который способствует развитию патогенной анаэробной популяции и может провоцировать воспалительные процессы верхних отделов половых путей.
Воспалительный процесс является самым частым осложнением искусственного аборта. Воспаление начинается в первые 5 дней после операции, иногда через 2-3 недели. Риск развития послеабортных воспалительных процессов резко увеличивается при наличии в цервикальном канале патогенной флоры. Сама операция аборта ведет к ослаблению местной защитной системы: бактерии, которые составляют нормальную цервикальную и влагалищную флору в определенных условиях могут проявить патологические свойства.
Послеродовая инфекция также занимает важное место среди причин воспалительных процессов половых органов. Осложненное течение беременности, родов, и особенно кесарево сечение способствуют развитию воспаления, причем после плановых кесаревых сечений в 3-5 раз меньше, чем после экстренных.
К факторам риска развития воспалительных заболеваний принадлежат также гинекологические операции. Влагалищная гистерэктомия представляет наибольший риск, так как между развитием воспаления и контактом между влагалищной средой и брюшной полостью является прямая корреляционная зависимость.