ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ. Первый этап операции — выбор доступа
Первый этап операции — выбор доступа. Широкий, хороший доступ позволяет осуществить надлежащую ревизию всех отделов щитовидной железы и является залогом успешного выполнения операции.
При необходимости выполнения вмешательства на щитовидной железе и лимфаденэктомии мы производим разрез, который идет от сосцевидного отростка перпендикулярно вниз по заднему краю грудиноключично-сосцевидной мышцы, над ключицей закругляется и переходит в воротниковый, заканчивающийся на уровне наружного края противоположной грудино-
Дифференцированный рак щитовидной железы _________ 213
|
Рис. 16. Разрез кожи при операциях по поводу рака щитовидной железы.
ключично-сосцевидной мышцы (рис. 16). Кожный лоскут от-сепаровывают чаще без подкожной мышцы шеи. При плохо развитом подкожном жировом слое у молодых пациентов, особенно у детей, мы сохраняем подкожную мышцу шеи. При последних 109 лимфаденэктомиях подкожная мышца шеи была иссечена только у 20 (18%) больных. Такой разрез выгодно отличается и в косметическом отношении. Если при операции сохраняется грудиноключично-сосцевидная мышца, то послеоперационный рубец вообще мало заметен. Если нет необходимости в лимфаденэктомии, то производится широкий воротниковый разрез, заходящий за латеральные края обеих грудиноключично-сосцевидных мышц. Уровень разреза должен быть на один поперечный палец выше яремной вырезки. Это классический разрез Кохера. Такой широкий разрез и пересечение претрахеальных мышц при операциях по поводу рака необходим, так как позволяет произвести надлежащую ревизию щитовидной железы и выбрать рациональный объем операции. Свободная отслойка кожного лоскута при таком разрезе позволяет не травмировать его крючками, и в косметическом отношении результат получается лучше, чем при маленьком разрезе, который растягивают, что приводит впоследствии к отеку лоскута. Претра-хеальные мышцы пересекают выше разреза кожи. Это позво-
214 Глава 13
ляет избежать грубого фиксированного послеоперационного кожного рубца. Претрахеальные мышцы иссекают, только если они вовлечены в опухолевый процесс. Профилактическое иссечение претрахеальных мышц часто приводит к грубым сращениям кожного лоскута с мышцами гортани, что вызывает неприятные ощущения давления в области шеи, а иногда и затруднения при глотании. Мы наблюдали подобные осложнения у амбулаторных больных после «расширенных экстирпаций щитовидной железы» по В. И. Колесову.
Если опухоль (или доля щитовидной железы) располагается очень латерально и заходит за край грудиноключично-сосцевид-ной мышцы (иногда за латеральный край мышцы), целесообразно пересечь ее медиальную ножку, а при необходимости и обе ножки. Такой широкий доступ позволяет практически не пользоваться крючками, не растягивать ткани и сводит к минимуму возможность травмирования опухоли. Повреждение опухоли при ее мобилизации в узкой глубокой ране приводит к развитию имп-лантационных метастазов, которые являются частой причиной повторных операций. Растягивание тканей крючками приводит к выраженному отеку верхнего кожного лоскута. Такой отек иногда держится довольно долго.
Производится тщательная ревизия всех отделов щитовидной железы, а также зон регионарного метастазирования (па-ратрахеальные области, загрудинное пространство, области сосудисто-нервных пучков шеи). После ревизии определяется объем оперативного вмешательства, которое начинается с удаления щитовидной железы (всей или части, в зависимости от распространения процесса).
Следующий этап операции — мобилизация щитовидной железы. Мобилизация доли начинается с обработки полюсов (последовательность выделения полюсов зависит от конкретных анатомических особенностей). Выгоднее начинать мобилизацию доли с перевязки верхней щитовидной артерии.
Мы придерживаемся экстрафасциальной методики выделения щитовидной железы, соблюдая при этом несколько условий. При мобилизации нижнего полюса щитовидной железы очень важно увидеть возвратный нерв и околощитовидное тельце и только после этого перевязывать сосуды. Если в непосредственной близости к нижнему полюсу нерв не виден, то можно рассечь клетчатку
Дифференцированный рак щитовидной железы 215
паратрахеальной области, тотчас дистальнее нижнего полюса доли, и выделить нерв на протяжении.
Во избежание возможной травмы возвратного нерва не следует накладывать кровоостанавливающие зажимы на сосуды железы. Предпочтительно выделить сосуд, подвести под него лигатуру и перевязать изолированно. Эти технические детали представляются нам чрезвычайно важными, так как позволяют избежать наиболее тяжких послеоперационных осложнений.
Как и большинство хирургов, мы обычно прошиваем ткань щитовидной железы для удобства ее мобилизации и затем подтягиваем долю за эту лигатуру. Необходимо заметить, что прошивать можно только макроскопически неизмененную ткань железы, вне пальпируемого узла. Несоблюдение этого правила приводит к нарушению целости опухолевого узла, особенно при резком потягивании за лигатуру, когда возможно ее прорезывание, и может быть причиной имплантационных метастазов.
В тех случаях, когда мобилизация латеральной поверхности доли вызывает технические затруднения, полезно пересечь перешеек и начать мобилизацию доли ретроградно, от перешейка. Разумеется, это возможно только при условии, что перешеек не изменен.
При больших размерах опухоли, которая уходит латерально и кзади и походит к стене пищевода, необходимо завести зонд в пищевод и только после этого выполнять мобилизацию опухоли, четко чувствуя пальцем стенку пищевода.
Операция Крайла производится по методике, разработанной Р. И. Вагнером [77]. При выполнении фасциально-футлярного иссечения клетчатки шеи считаем полезным в ряде случаев временно пересечь грудиноключично-сосцевидную мышцу. Пересекают одну (медиальную) или обе ножки у места прикрепления мышцы к грудине и ключице. Мышцу мобилизуют и откидывают вверх. В конце операции пересеченные концы ее сшивают. Это заметно облегчает выделение группы нижних яремных лимфатических узлов, особенно при задней их локализации (позади общей сонной артерии).
Регионарные метастазы папиллярного рака щитовидной железы часто поражают нижние паратрахеальные лимфатические узлы, которые располагаются вдоль возвратных нервов, иногда тесно связаны с нервом, но обычно не прорастают его. В таких
216 _______________________________________________ Глава 13
случаях надо взять нерв на провизорную лигатуру и попытаться отделить его от конгломерата узлов. Как правило, это удается без пересечения нерва. Паратрахеальные метастазы нередко наблюдаются с обеих сторон, особенно при расположении первичной опухоли в области перешейка или нижних полюсов. В таких случаях, если выполняется радикальная шейная лим-фаденэктомия и больной соответствующим образом уложен на операционном столе, на стороне операции возвратный нерв, как правило, удается выделить достаточно легко, но при мобилизации претрахеальной клетчатки легко травмируется возвратный нерв на противоположной стороне. Поэтому при необходимости мобилизации паратрахеальных узлов с другой стороны желательно изменять положение головы больного на операционном столе, а хирургу переходить на соответствующую сторону для выполнения этого этапа вмешательства. Мы пришли к такому выводу, анализируя собственные ошибки при удалении паратрахеальных и загрудинных метастазов дифференцированного рака щитовидной железы.
Метастазы в загрудинные лимфатические узлы, как правило, могут быть удалены из шейного доступа. При положении больного с несколько запрокинутой головой, особенно после пересечения одной из грудиноключично-сосцевидных мышц, у места прикрепления к грудине и ключице, обычно удается подтянуть в рану конгломерат загрудинных лимфатических узлов. При такой методике у нас не было осложнений. Если метастазы в загрудинных лимфатических узлах располагаются низко в пределах переднего средостения (собственно медистинальные лимфатические узлы)и сопровождаются клиническими признаками компрессии средостения, то попытка удаления их из шейного доступа представляется очень опасной из-за возможного кровотечения. В подобной ситуации у одного из больных была произведена торакотомия. При этом возникли заметные трудности при выделении верхнего полюса узла.
Наши предыдущие исследования показывают, что хороший доступ к верхнему отделу переднего средостения дает Т-образная стернотомия [16]. Несомненно, однако, что показания к стерното-мии при метастазах папиллярного рака щитовидной железы должны быть резко ограничены. Необходимость в таком доступе может возникнуть только при массивном поражении медиасти-
Дифференцированный рак щитовидной железы 217
нальных узлов, когда нижний полюс конгломерата располагается ниже дуги аорты, а также при рецидивах заболевания.
Радикальность операции по поводу папиллярного рака щитовидной железы с метастазами в лимфатические узлы шеи в значительной мере определяется надежным удалением регионарных метастазов. Радикальная шейная лимфаденэктомия должна включать удаление всех групп регионарных лимфатических узлов (верхние, средние и нижние яремные, узлы заднего треугольника и паратрахеальные). При этом верхней границей удаляемого блока тканей должно быть заднее брюшко двубрюшной мышцы, латеральной границей — край трапециевидной мышцы и нижней границей — край ключицы. Неукоснительное выполнение всех этапов шейной лимфаденэктомии в пределах определенных анатомических границ является залогом хорошего отдаленного результата. Всякого рода уменьшение объема операции неминуемо ведет к рецидиву (рис. 17).
Нам кажется неоправданной рекомендация некоторых хирургов выполнять частичное иссечение клетчатки в паратра-
Рис. 17. Экстирпированная щитовидная железа и блок мягких тканей
шеи (макропрепарат). Опухолевый узел в одной из долей железы.
Метастазами поражена вся яремная группа лимфоузлов (верхние,
средние и нижние).
218__________________________________________________ Глава 13
хеальной области и по ходу сосудистых пучков шеи с профилактической целью. Такого рода вмешательство заведомо нерадикально, а возникающие после него рубцовые сращения заметно затрудняют выполнение, при необходимости, радикальной лимфаденэктомии.
Важнейшим условием гладкого заживления раны после операции по поводу рака щитовидной железы, особенно после обширных вмешательств, сопровождающихся отсепаровкой кожного лоскута на значительном протяжении (экстирпация щитовидной железы, радикальная шейная лимфаденэктомия), является ее надежное дренирование, которое обеспечивает плотное прилегание кожного лоскута ко дну раны. Мы придаем этому чрезвычайно большое значение. К ложу удаленной щитовидной железы или регионарных метастазов подводятся полиэтиленовые дренажи и производится вакуум-аспирация с помощью аппарата Боброва или специальных систем для отсасывания содержимого из раны.
Такая методика надежно предупреждает развитие инфекции в ране и некрозы кожи и сокращает пребывание больного в стационаре. После удаления дренажей, как правило, в дополнительной эвакуации жидкости нет необходимости. При таком ведении больных у нас за последние годы не было серьезных местных осложнений (нагноение раны, некроз кожных лоскутов).
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 2010 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |
|