Как это ни парадоксально, но необходимость расширенных, оперативных вмешательств с резекцией шейного отдела трахеи возникает именно при дифференцированных карциномах щитовидной железы, преимущественно при рецидивах опухоли. Объясняется это следующими обстоятельствами. При частичных резекциях щитовидной железы (субтотальная резекция доли или субтотальная тиреоидэктомия) хирурги обыкновенно оставляют либо пластинку ткани в области задней поверхности доли, либо один из полюсов, чаще верхний. Естественно, что именно эти участки ткани щитовидной железы и являются источником рецидива опухоли, и в силу своего анатомического положения растущая опухоль подрастает к стенке трахеи, а затем и прорастает ее, мышцы и хрящи гортани, а реже и стенку пищевода.
Дифференцированный рак щитовидной железы 233
Вопрос о показаниях и методике расширенных оперативных вмешательств при раке щитовидной железы изучен мало. В большинстве случаев хирурги воздерживаются от выполнения операции при прорастании опухоли в трахею, гортань либо ограничиваются нерадикальным вмешательством, оставляя пластинку опухоли на стенке этих органов в расчете на последующую лучевую терапию. В такой ситуации лучевая терапия (1311) может быть успешной преимущественно у молодых пациентов, страдающих фолликулярным раком или имеющих опухоли смешанного строения со значительным фолликулярным компонентом.
Между тем при дифференцированных карциномах щитовидной железы медленный темп роста опухоли сохраняется даже при рецидивах, которые в течение длительного времени носят «местный» характер и, во всяком случае, не выходят за пределы шеи. Около 1/3 больных папиллярным раком щитовидной железы умирает, не имея отдаленных метастазов. Примечательно, что одной из наиболее частых причин гибели больных является обструкция трахеи. В связи с этим существует ряд сторонников расширенных оперативных вмешательств как при первичных дифференцированных карциномах щитовидной железы, так и при рецидивах этих опухолей [79, 124].
Надо заметить, что опыт подобного рода вмешательств у большинства клиницистов пока невелик. На этом фоне особенно впечатляющи успехи японских хирургов. Так, Т. Ichihara и соавт. в 1978 г. сообщили об успешном лечении 11 больных папиллярным раком щитовидной железы, у которых опухоль прорастала стенку трахеи. В 1982 г. они опубликовали результаты лечения уже 24 больных, которым была выполнена циркулярная резекция трахеи (резецировано от 3 до 10 (!) колец трахеи) с последующим анастомозом конец в конец. Из этих 24 пациентов 17 человек живы в сроки от 3 до 8 лет, в том числе 13 — без признаков рецидива заболевания [124].
Несомненно, что принципиально целесообразность таких расширенных операций при дифференцированных карциномах щитовидной железы не вызывает в настоящее время никаких сомнений. Проблему представляет техническая сторона таких вмешательств, возможность восстановления целости трахеи. Небольшие окончатые дефекты трахеи могут быть ушиты поперечными швами или закрыты претрахеальными мышцами и кожным лоску-
234 __________________________________________________ Глава 13
том. Проблемой является закрытие больших окончатых дефектов, которые составляют 1\2 или 3/4 ее окружности и захватывают по длиннику 5-6 см и более, а также восстановление целости трахеи при ее циркулярной резекции.
В НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова расширенные операции по поводу дифференцированного рака щитовидной железы, прорастающего стенку трахеи, были выполнены у 6 больных.
Как видно из табл. 6, 2 больным была произведена окончатая резекция трахеи, а 4 остальным — циркулярная резекция. Только в 1 случае был наложен анастомоз конец в конец. Это наблюдение заслуживает внимания.
Больной Р., 19 лет, поступил в НИИ онкологии в декабре 1978 г. с жалобами на наличие опухоли на шее, одышку, усиливающуюся при физической нагрузке. Болен с 10-летнего возраста, когда мать заметила увеличенные узлы на шее справа. Лечился дома тепловыми процедурами. В апреле 1977 г. был оперирован в областной больнице, произведена резекция правой доли щитовидной железы, часть опухоли оставлена на стенке трахеи.
Гистологическое заключение: папиллярно-фолликулярный рак щитовидной железы. Начат курс послеоперационной лучевой терапии, который прекращен через 6 сеансов (больной сам прекратил лечение).
При поступлении в НИИ онкологии состояние удовлетворительное. Справа паратрахеалыю в проекции доли щитовидной железы определялась плотная опухоль, которая спускалась по боковой стенке трахеи до яремной вырезки. Опухоль не смещаема. На рентгенограммах грудной клетки и томограммах трахеи определяется небольшое смещение средостения влево. Шейный отдел трахеи оттеснен влево. Просвет трахеи в среднешейном отделе сужен за счет бугристой инфильтрации правой ее стенки на протяжении 4 см. Правая доля щитовидной железы увеличена с горизонтальными полиморфными обызвествлениями. При контрастном исследовании пищевода выявляется полициклическое вдавление по его передне-правой стенке на протяжении 5 см. Проходимость по пищеводу не нарушена. Трахеоскопия: дистальнее голосовой щели определяется выпячивание слизистой оболочки по задней и правой боковой стенкам трахеи. Слизистая оболочка гиперемирована, не изъязвлена. Признаков прорастания опухоли пет.
В результате обследования поставлен диагноз: рецидив рака щитовидной железы (состояние после нерадикалыюй операции), врастающий в стенку трахеи и стенозирующий ее просвет.