ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Гипертонией страдает множество людей, причем у значительной части их повышенное артериальное давление является одним из симптомов заболеваний различных
Гипертонией страдает множество людей, причем у значительной части их повышенное артериальное давление является одним из симптомов заболеваний различных органов и систем, отличающихся по своей природе от гипертонической болезни. Цель дифференциальной диагностики при гипертензии —отобрать из числа больных лиц, страдающих симптоматической гипертонией, определить ее форму и выявить тех, которым показано хирургическое вмешательство. Лиц с подозрением на гипертен-зию симптоматического характера следует направлять на консультацию в учреждения с большим опытом обследования и лечения этих больных.
Г. Л. Ратнер и В. Н. Чернышев (1973) разработали схему обследования больных с артериальной гипер-гензией, которая может оказать существенную помощь практическому врачу. В группе больных с симптоматической гипертензией обычно приходится дифференцировать следующие заболевания: реноваскулярную гипертонию, паренхиматозную почечную гипертонию, коарктацию аорты, феохромоцитому, гиперкорти-цизм, в первую очередь синдром Иценко — Кушинга, первичный аль-достеронизм (синдром Конна). Мы ограничимся изложением лишь кратких сведений, необходимых для дифференциальной диагностики вазоре-нальной гипертонии и других форм симптоматических гипертоний.
Коарктацию аортыдиагностируют сравнительно легко на основании данных обычных клинических методов при целенаправленном обследовании больных. Для диагностики важны следующие признаки: молодой возраст больных, ослабление или отсутствие пульсации и снижение артериального давления на нижних конечностях, несоответствие развития верхней и нижней половины туловища, грубый систолический шум в межлопаточной области, определяемые паль-паторно или рентгенологически (узу-рация ребер) развитые коллатеральные сосуды, данные рентгеноскопии органов грудной клетки. Что касается коарктации аорты, то не столько трудно ее диагностировать, сколько важно помнить об этом заболевании. В сомнительных случаях выполняют контрастную аортографию.
Феохромоцитома—это гормонально активная опухоль, развивающаяся из клеток мозгового слоя надпочечников и редко (у 5—15% больных) — из вненадпочечниковых скоплений хромаффинной ткани (параганглии симпатической нервной системы, орган Цукеркандля). Заболевание встречается одинаково часто у мужчин и женщин, обычно в возрасте 20—50 лет. Клетки опухоли продуци- руют адреналин и норадреналин, которые и определяют клиническую картину заболевания.
Основанием для предположительного диагноза феохромоцитомы является наличие пароксизмальной ги-пертензии, протекающей с кризами (классический вариант клинического течения). Типичные приступы характеризуются повышением давления от 200—250 мм рт. ст. и больше, сердцебиением, обильным потоотделением, головной болью, болью в животе, рвотой, одышкой, ощущением онемения конечностей и другими симптомами. Приступ обычно продолжается 10— 30 мин, после чего давление снижается до умеренно повышенного или нормального. В период криза может повышаться температура тела, отмечаются лейкоцитоз, увеличение СОЭ, гипергликемия, глюкозурия. Приступ может быть спровоцирован грубой пальпацией живота в результате давления на опухоль (характерный диагностический признак). Опухоль определяется пальпаторно относительно редко —у 10—14% больных, по данным Г. Л. Ратнер, В. Н. Чернышева (1973).
Однако заболевание нередко протекает с постоянной гипертензией без типичных кризов, не отличаясь существенно своим течением от гипертонической болезни, а иногда даже без выраженного гипертензионного синдрома. Диагностика этой клинической формы весьма трудная.
При нетипичных клинических вариантах заболевания необходимо целенаправленное обследование больного с применением специальных методов. Ценные диагностические данные представляют: 1) положительная постуральная проба (артериальное давление в вертикальном положении ниже, чем в горизонтальном); 2) ги-перкалиемия во время приступа, патологическая кривая на сахарную нагрузку; 3) повышение уровня основного обмена (от +20 до +50 и больше); 4) повышение уровня ка-техоламинов в крови и моче, а также
значительное повышение в моче уровня их метаболитов, в частности вани-лилминдальной кислоты; 5) положительные фармакологические пробы (провокация типичного криза с высоким артериальным давлением при внутривенном введении гистамина в дозе 0,05 мг сухого вещества; пробы с адренолитическими препаратами: фентоламином, тропафеном у больных с постоянной высокой гипертензией).
Наиболее достоверные объективные данные о наличии и локализации опухоли выявляются при рентгенологическом исследовании надпочечников. Лучшим методом, как показали и наши наблюдения, является исследование на фоне пневморетроперито-неума с введением пресакрально 3000—4000 мл закиси азота или кислорода в сочетании с экскреторной урографией или с томографией, как рекомендуют Г. Л. Ратнер и В. Н. Чернышев (1973). Контрастирование надпочечников может быть получено также при аортографии и почечной ангиографии. По нашим данным, аортография позволяет получить ценные сведения о состоянии почечных сосудов и надпочечников и показана в сложных для диагностики и неясных случаях.
При обследовании больных с подозрением на феохромоцитому может быть выявлен синдром псевдохромо-цитомы (Э. Градек, 1961; А. А. Крылов и соавт., 1966). При этом симптоматология заболевания во многом сходна с таковой при феохромоцито-ме. Заболевание вызывается гиперплазией мозгового слоя, аденомой, кистой надпочечника. Диагностика трудная, нередко диагноз ставят во время операции и на основании гистологического исследования надпочечника. Нами оперирован больной с предположительным диагнозом феохромоцитомы, у которого рентгенологически определялось увеличение тени левого надпочечника. Во время операции выявлено равномерное увеличение левого надпочечника. При гистологическом исследовании удаленного надпочечника обнаружена гиперплазия мозгового слоя, на основании чего поставлен диагноз псевдохромоци-томы. После операции артериальное давление снизилось до умеренной ги-пертензии.
Мы согласны с мнением Г. Л. Рат-нера и В. Н. Чернышева (1973) о том, что при сомнительных данных о локализации и наличии опухоли, но убедительных клинических и лабораторных данных оправдана ревизия области надпочечников, ворот почек и других близлежащих зон возможной локализации вненадпочечниковой фео-хромоцитомы.
Больные с феохромоцитомой подлежат хирургическому лечению.
Синдром Иценко — Кушинга. В основе патогенеза этого заболевания лежит гиперфункция коркового слоя надпочечников с избыточным выделением гидрокортизона (гиперкорти-цизм). Микроскопически выявляются изменения как в надпочечниках, так и в гипофизе: гиперплазия и реже доброкачественные или злокачественные опухоли коркового слоя надпочечников, а также более чем у половины больных обнаруживают аденому и другие патологические изменения гипофиза.
В диагностике синдрома Иценко — Кушинга решающее значение имеют весьма характерные клинические проявления: общее ожирение, лунообразное, обычно гиперемированное лицо, на бедрах, груди и плечах фиолетовые полосы растяжения (стрии), боль в костях, остеопороз, аменорея, импотенция. Гипертензия у большинства больных стойкая, достигает высокого уровня. Имеют место нарушения углеводного обмена в виде патологической кривой при сахарной нагрузке или явного сахарного диабета. Нарушение электролитного обмена наблюдается редко. Важным для диагностики является рентгенологическое исследование надпочечников, выполненное на фоне пневморетроперито-чеума в сочетании с экскреторной урографией и томографией, которое
позволяет определить размеры и форму надпочечников и дифференцировать у некоторых больных опухоль от гиперплазии коркового слоя надпочечников (Г. Л. Ратнер, В. Н. Чернышев, 1973).
Консервативное лечение больных с синдромом Иценко — Кушинга неэффективно. В последние годы получила распространение операция тотальной или субтотальной адренал-эктомии.
Первичный альдостеронизм (синдром Конна). Первичный альдостеронизм, впервые описанный Conn в 1955 г., обычно обусловлен аденомой коры надпочечников и редко ее гиперплазией. Наблюдается также поражение обоих надпочечников, очень редко — рак надпочечников или последние могут быть не изменены. Чаще болеют женщины в возрасте 30— 45 лет.
Основными симптомами заболевания являются гипертензия и гипо-калиемия. Повышение артериального давления обычно стойкое и достигает высоких цифр. Альдостеронизм может проявляться мышечной слабостью, судорогами, парестезиями, полиурией, никтурией. Наиболее характерным признаком заболевания является гипокалиемия ниже 3,7 мэкв/л (Н. А. Ратнер и соавт., 1968; Smith-wick и соавт., 1964, и др.). Исследование электролитов следует проводить через 5—7 дней после отмены гипотензивных препаратов, которые могут вызвать гипокалиемию. У многих больных отмечается также повышенная экскреция калия с мочой, гипернат-риемия (более 140—147 мэкв/л), ги-похлоремия. Описаны также характерные изменения ЭКГ: удлинение интервала Q — Т, снижение сегмента S — Т, инверсия зубца Т. Для диагностики первичного альдостерониз-ма достаточно выявления гипертен-зии и гипокалиемии в сочетании с характерными клиническими симптомами. Целесообразно выполнять также пневморетроперитонеографию, хотя аденомы надпочечников выяв- ляются относительно редко в связи с тем, что они обычно имеют небольшие размеры (диаметром 1—3 см, Г. Л. Рат-нер и соавт., 1968). Синдром Конна по своим клиническим проявлениям мало отличается от некоторых других форм гипертонии, поэтому у всех больных с высоким и стойким артериальным давлением необходимо определять содержание калия в крови с целью своевременной диагностики этого скрыто протекающего заболевания.
Гипертензии почечного происхождения— паренхиматозные формы — могут быть обусловлены различными заболеваниями почек (нефрит, пиело-нефритическая сморщенная почка, множественные инфаркты почек). Наиболее часто встречается хронический пиелонефрит. Для диагностики органной нефрогенной гипертензии имеют значение данные анамнеза о перенесенном в прошлом воспалительном заболевании почек, пиурия, повышенная СОЭ, данные исследования осадка мочи по Каковскому — Ад-дису (преобладание лейкоцитов), проба по Зимницкому, характерные признаки при ретроградной и экскреторной урографии, данные радиоизотопной ренографии, исследования почек с помощью клиренс-методов, ретинопатия и кровоизлияния в сетчатку. Гипертензия в начальный период обычно транзиторная, а в последующем стабильная с высоким диастоли-ческим давлением. Необходимо, однако, помнить о возможности сочетания стенотического поражения почечной артерии с воспалительными заболеваниями почек, поскольку отмечена наклонность к возникновению воспалительных заболеваний паренхимы ишемизированной почки.
Во всех случаях стойкой гипертонии, когда отсутствуют явные клинические признаки какой-либо из форм симптоматической гипертензии, обследование больных должно включать необходимый комплекс диагностических исследований, который включает общеклинические анализы кро-
ви, мочи, рентгенологическое исследование органов грудной клетки, пробы по Зимницкому и Каковскому — Аддису, определение остаточного азота, калия и натрия, сахара крови, радиоизотопную ренографию, экскреторную урографию, исследование глазного дна. В зависимости от полученных данных решают вопрос о необходимости применения других специальных методов исследования, в частности аортоартериогра-фии, пневморетроперитонеографии, определения содержания гормонов и их метаболитов в крови и в моче. В плане диагностики реноваскулярной гипертонии наибольшее значение имеют данные ангиографии. Ангиогра-фические признаки являются также важными показателями патогенетической связи между стенозом почечной артерии и развитием гипертонии (в частности, уменьшение в размерах почки на стороне поражения, нарушение ее функции, развитие коллатеральных сосудов). Последним этапом диагностики является операционная ревизия сосудов и почки с применением, при необходимости, специальных методов исследования (пальпаторное определение шума на артерии, измерение градиента давления, объемного кровотока в почечной артерии, открытая пункционная биопсия почек).
Целенаправленное обследование больных с гипертензией позволяет, как правило, выявить симптоматические формы гипертонии, радикальное лечение которых возможно только хирургическими методами.