ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИЙ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ АРТЕРИЯХ
Основными задачами в ранний послеоперационный период являются сохранение восстановленного кровотока и профилактика осложнений, в первую очередь тромбозов, кровотечений, нагноения ран и сосудистых трансплантатов.
Поддержание показателей общей и центральной гемодинамики является важнейшим условием профилактики тромбозов.
После реконструктивных операций на артериальных сосудах следует систематически, через 1— 2 ч, в течение первых суток осуществлять контроль за артериальным давлением и пульсом. Даже кратковременное падение артериального давления в ранний послеоперационный период может привести к тромбозу сосудов в месте операции.
Внезапное падение давления может быть обусловлено следующими основными причинами: 1) кровотечением в результате негерметичности сосудистого шва; 2) кровотечением из пересеченных сосудов после элек-трокоагуляционного гемостаза; 3) сер-дечяой недостаточностью, обычно вследствие инфаркта миокарда; 4) развивающимся токсикозом (метаболический ацидоз) вследствие включения ишемизированной конечности; 5) скрытым внутренним желудочно-кишечным
кровотечением на фоне антикоагулянт-ной терапии, а также вследствие развития стрессовых язв.
Для своевременной диагностики причины внезапного падения артериального давления следует осуществлять контроль гемоглобина, эритроцитов, гематокрита, по показаниям — ЭКГ, содержание трансаминаз.
Стабильность гемодинамики, особенно в первые сутки послеоперационного периода, в значительной мере зависит от адекватного поддержания гемодинамики и гемогидробаланса во время операции. В этом плане важнейшее значение имеют: 1) учет и своевременное восполнение потерянной жидкости и крови; 2) своевременная и адекватная коррекция метаболического ацидоза после включения в кровоток ишемизированной конечности.
При длительных и больших по площади операционного поля хирургических вмешательствах, как например, по поводу окклюзии брюшной аорты, может быть значительная кро-вопотеря — медленная и быстрая в момент включения в кровоток синтетических протезов. С целью поддержания гемогидробаланса мы руководствуемся следующими основными положениями: 1) целесообразно, чтобы объем переливаемой крови был в целом несколько (на 10—15%) меньше кровопотери; 2) общее восполнение жидкости должно несколько (на 10— 15% от общего объема жидкости) поевышать ее потерю; 3) обязательна инфузия реополиглюкина, гемодеза или желатиноля в количестве 400— 800 мл; 4) поддержание выделительной функции почек при операциях на аорте — контроль диуреза путем катетеризации мочевого пузыря, введение низкомолекулярных декстра-нов, эуфиллина, маннита по показаниям.
Коррекцию нарушений кислотно-щелочного равновесия (КЩР) и водно-солевого обмена проводят во время операции и в первые 2—4 дня послеоперационного периода. При окклюзионных заболеваниях магистральных артерий развивается регионарная гипоксия тканей конечности, характеризующаяся уменьшением насыщения кислородом тканей, угнетением тканевых окислительных реакций, переходом клеточного метаболизма на анаэробный путь. Последнее обстоятельство является причиной развития метаболического ацидоза в пораженной конечности, так как при анаэробном окислении углеводов возникает избыток органических нелетучих кислот, в частности пиро-виноградной (ПВК) и молочной (МК), которые являются конечными продуктами анаэробного гликолиза.
Выраженный ацидоз развивается в тканях при тяжелой, остро прогрессирующей ишемии. Нарастание ацидоза наблюдается при дополнительном выключении путей кровоснабжения конечности в связи с пережатием сосудов во время реконструктивной операции.
Нарушение КЩР тесно взаимосвязано с нарушением водно-солевого обмена. В условиях метаболического ацидоза ткани становятся гидрофильными, что приводит к задержке значительного количества воды во внеклеточном пространстве.
Изучение кислотно-щелочного го-меостаза крови с помощью современных методов исследования (метод мик-ро-Аструпа) подтвердило, как показали и наши наблюдения, известное положение, что после включения в кровоток нижних конечностей после реконструкции аорто-подвздошного сегмента у большей части больных развивается декомпенсированный метаболический ацидоз, обусловленный поступлением в общий кровоток не-доокисленных продуктов обмена из пораженной конечности. Об этом свидетельствует также увеличение содержания в крови ПВК и МК. Изменения со стороны показателей электролитов плазмы крови характеризовались увеличением содержания калия, в то время как содержание натрия существенно не изменялось.
Коррекция метаболического ацидоза должна проводиться немедленно и адекватно. С этой целью применяют 4% раствор бикарбоната натрия, который вводят внутривенно обычно за 5—10 мин до снятия зажимов с сосудов и включения ишемизированной конечности в общий кровоток.
Особенно опасный метаболический ацидоз развивается у больных со значительной кровопотерей, с нарушениями сердечно-сосудистой деятельности, в шоковом состоянии.
При несвоевременной и неадекватной коррекции метаболического ацидоза развиваются патологические симптомы, в первую очередь со стороны сердечно-сосудистой системы (падение артериального давления, нарушение сердечного ритма, остановка сердца), органов дыхания и почек.
Коррекцию нарушений КЩР и водно-электролитного баланса обычно осуществляют после реконструктивных операций на аорте, а также у больных с тяжелой, продолжительной ишемией тканей конечностей. Определение содержания электролитов (К+, Na+) в крови, показателей КЩР методом микро-Аструпа в динамике позволяет своевременно выявить нарушения.
Интенсивную инфузионную терапию — 10% раствор глюкозы с инсулином, раствор Рингера — Локка, низкомолекулярные декстраны, белковые кровезаменители и кровь — проводят при соответствующих показаниях в зависимости от характера реконструктивной операции и состояния больного в течение 2—4 дней. Одновременно осуществляют контроль диуреза. При нарушении мочевыде-лительной функции проводят стимуляцию ее с помощью осмотических диуретиков, эуфиллина.
Эффективным средством улучшения регионарной гемодинамики, микроциркуляции в конечности и профилактики раннего послеоперационного тромбоза является введение ни -комолекулярных декстранов, гемо-деза в количестве 800 мл в сутки в течение 2—3 дней, а затем по 400 мл 2—3 дня. Введение реополиглюкина позволяет отказаться у значительной части больных от применения антикоагулянтов в ранний послеоперационный период, уменьшить частоту опасных послеоперационных осложнений, особенно кровотечений, и улучшить исходы операций.
Вопрос о назначении антикоагулянтов решают индивидуально в зависимости от характера и особенностей реконструктивной операции, состояния сосудов притока и оттока, вида использованных сосудистых трансплантатов и других факторов.
Гепарин назначаем с первого дня после операции через 4 ч обычно по 5000 ЕД внутримышечно: 1) после тромбэндартериэктомии из аорто-подвздошного сегмента, особенно при включении в кровоток одной глубокой бедренной артерии, при малом ее диаметре в сочетании с профундо-пластикой; 2) после операций длинного обходного шунтирования к Отдельным сохранившим просвет арте-териям голени или к дистальной части подколенной артерии; 3) после тромбэндартериэктомии из артерий малого диаметра, например глубокой артерии бедра, области развилки подколенной, берцовых, плечевой артерий как самостоятельной операции или в сочетании с обходным шунтированием; 4) у больных с тяжелой ишемией конечности и резко выраженными расстройствами микроциркуляции, отеком стопы и голени, ишемическим поражением мышц; 5) при сопутствующем тромбофлебите или посттром-бофлебитическом синдроме; 6) после реконструктивных операций у больных, страдающих облитерирующим эндартериитом.
В остальных случаях мы обычно не применяем гепарин. Некоторым больным назначаем гепарин не с первых суток, а в последующие дни послеоперационного периода: в случае применения синтетических протезов при наличии некоторых вышеуказанных показаний к назначению гепарина;
у больных сахарным диабетом; при появлении признаков тромбоэмболи-ческих осложнений или резко выраженного гиперкоагуляционного синдрома по данным коагуло- и тромбо-эластографии.
Всем больным при отсутствии противопоказаний к применению антикоагулянтов, как правило, назначали с 3-го дня после операции в течение 6—12 мес антикоагулянты непрямого действия под контролем протром-бинового индекса.
Проведенные в нашей клинике исследования свертывающей и антисвер-тывающей систем крови у больных в ранний послеоперационный период показали значительную вариабельность показателей, что свидетельствует о неустойчивости коагуляционного потенциала и объясняет трудности профилактики тромбозов. Особенно значительные скачкообразные колебания показателей коагулограммы (фибриногена, толерантности плазмы к гепарину, протромбинового индекса, увеличение вязкости крови) отмечались в группе больных, которым назначали гепарин, в то время как у больных, получавших в комплексе лечения низкомолекулярные декстра-ны, отмечались более устойчивые показатели с тенденцией их к нормализации, снижению вязкости крови.
С целью улучшения регионарного кровообращения, снятия спазма сосудов применяем сосудорасширяющие средства, действующие преимущественно на гладкую мускулатуру сосудов: но-шпу, папаверин, компламин, никотиновую кислоту, галидор, АТФ.
Для поддержания и улучшения центральной гемодинамики больным с атеросклеротическими кардиопатия-ми, ишемической болезнью сердца назначаем сердечные гликозиды (1 мл 0,06% раствора коргликона или 0,3— 0,5 мл 0,05% раствора строфантина 2—3 раза в сутки), АТФ, кокарбокси-лазу, витамины Вь В6, С.
Систематическое введение обезболивающих средств (промедол, анальгин) и антигистаминных препаратов (димедрол, супрастин, пипольфен) оказывает положительное влияние на течение послеоперационного периода.
После реконструктивных операций на аорте, поясничной симпатэкто-мии наблюдается парез кишечника. Широкое применение в нашей клинике забрюшинного доступа к аорте позволило значительно уменьшить частоту и степень нарушения функции желудочно-кишечного тракта по сравнению с лапаротомией. Поэтому обычно достаточно проведения следующих профилактических мероприятий: парентеральное питание в течение 2— 3 дней, коррекция электролитного обмена, введение прозерина при показаниях.
Высоким остается еще процент нагноения операционных ран и инфицирования сосудистых трансплантатов. По данным литературы, частота инфицирования сосудистых протезов составляет в среднем 1—3% (НеЬегег с соавт., 1971; Liekweg с соавт., 1977, и др.). Самая высокая частота (до 80%) инфицирования трансплантатов в паховой области.
Вследствие глубокого нагноения ран после операции развиваются тяжелые осложнения: несостоятельность анастомозов, аррозивные кровотечения, аневризмы области сосудистого шва, сепсис, тромбоз сосудов.
Следует отметить высокий процент ампутаций и летальности больных вследствие гнойных осложнений: при инфицировании протеза аорто-бедренной области летальность достигает 33—37%, у 14—23% больных ампутируют конечность; после реконструкции бедренно-подколенного сегмента глубокие нагноения приводят к ампутации конечности у 35% боль-
ных при летальности 14% (НеЬегег с соавт., 1970).
Мнения авторов по вопросу о целесообразности профилактического назначения антибиотиков противоречивы. Мы вводим антибиотики широкого спектра действия соответственно антибиотикограмме выделенной из язвенно-некротических очагов микрофлоры у превалирующего большинства больных в течение 5—10 дней после операции. У больных с некрозами, язвами или ограниченной гангреной, а также после аллопластических реконструкций введение антибиотиков в послеоперационный период считаем обязательным.
Важным фактором предупреждения инфицирования сосудистых протезов является применение специальных, разработанных нами совместно с Ю. А. Фурмановым, антимикробных протезных материалов (А. А. Шалимов с соавт., 1975).
Для профилактики вторичных ар-розивных кровотечений у больных с относительно высоким риском нагноения раны применяли клей МК-6 для укрепления сосудистого шва (А. А. Шалимов с соавт., 1975).
В нашей клинике принята тактика активного ведения больных после операции. Длительное обездвиживание больного приводит к выключению важных гемодинамических факторов, что может отрицательно сказаться на результатах операции. Со 2-х суток после операции проводят дыхательную гимнастику, показаны активные движения в суставах конечностей (ходьба в постели). В зависимости от характера вмешательства разрешаем начинать ходить с 3—5-го дня после операции. Однако в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход.
Дата добавления: 2014-06-28 | Просмотры: 1695 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |
|