АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Физиологический механизм искусственного кровообращения при сжатии грудной клетки
До 1977 г. физиологический механизм искусственного кровообращения при массаже сердца объясняли сжатием сердца между грудиной и позвоночником, когда порция крови из него | выбрасывается в аорту и легочную артерию. Сомнения в правильности такого объяснения заронила работа G. J. Taylor и соавт. (1977), в которой было показано, что сжатие сердца дает не более 20% объема искусственного кровотока при закрытом массаже сердца и что этот объем возрастает, если удлинить период сжатия до 50—60% продолжительности одного цикла.
Механизм легочно-сердечной компрессии. В 1980 г. были Р опубликованы исследования М. Т. Rudikoff и соавт., из которых стало очевидно, что при закрытом массаже сердца искусственный кровоток связан не только со сжатием сердца, но и всех внутригрудных структур.
Рис. 21. Физиологический механизм искусственного кровотока при закрытом
массаже. 1 — искусственная систола; 2 — искусственная диастола.
В самом деле, почему компрессионной камерой при сжатии грудной клетки должно считаться только сердце, а не легкие — более сжимаемые, содержащие больше крови и расположенные между правым и левом отделами сердца? Учитывая наличие венозных и сердечных клапанов, все внутригрудное сосудистое русло, в том числе камеры сердца, можно рассматривать как ряд последовательно соединенных эластичных емкостей, имеющих клапанную систему, которая при внешнем сжатии емкостей пропускает кровоток только в одном направлении — из полых вен в аорту (рис. 21). Методом эхокардиографии доказано, что при искусственной «систоле» (сжатие грудной клетки) митральный и аортальный клапаны остаются открытыми, а три-куспидальный — закрыт, тогда как при искусственной «диастоле» открываются трикуспидальный клапан и клапан легочной артерии [Rich S. et al., 1981, и др.]. Следовательно, в свете новых представлений левая половина сердца является не камерой
сжатия, а только проводником крови от легких и других вну-тригрудных структур в аорту.
Становится понятным, почему закрытый массаж все же эффективен у собак, имеющих столь выраженный вентродорсаль-ный размер грудной клетки, что сжать сердце между грудиной и позвоночником очень трудно. В плане этих рассуждений понятен и тот факт, что при множественных переломах грудной клетки, когда ее упругость, обеспечивающая для легких фазу искусственной диастолы, потеряна, закрытый массаж менее эффективен, хотя, казалось бы, сердце в таких условиях сжать легче.
Возникает вопрос, так ли уж физиологически обоснована при массаже пауза для вдувания воздуха через каждые 4—5 сжатий? Ведь вдувание воздуха в легкие обеспечивает дополнительное внутреннее давление, которое увеличивает выброс крови из легких. Действительно, было показано, что при одновременном сжатии грудной клетки и вентиляции с высоким давлением надува результаты лучше: мозговой кровоток становится на ИЗ—643% больше, чем при стандартной методике [Chand-га N. et al., 1980J.
Нельзя сказать, чтобы эти вопросы не возникали раньше. Активное действие ИВ Л на кровоток, смещающее кровь из легких и способное поддержать искусственное кровообращение при остановленном сердце, отмечалось давно [Зильбер А. П., 1961] В 60—70-х годах ряд авторов не находили различий в эффективности альтернирующей (прерывистой) техники массажа сердца и ИВЛ, с одной стороны, и независимых друг от друга сжатиях и вдуваниях — с другой. Четко новая концепция физиологических механизмов искусственного кровотока при закрытом массаже сердца оформилась лишь в 1980 г.
Регионарный кровоток при реанимации. Особый интерес представляет регионарное распределение сердечного выброса при закрытом массаже. Оказывается, соотношение органного кровотока во время закрытого массажа сравнительно с естественным кровотоком составляет для мозга 90%, сердца—35%, надпочечников — 17%, почек—15%, поджелудочной железы — 14%, селезенки —3% [Voorhees W. D. et al., 1980]. Иначе говоря, несмотря на то что сердечный выброс при закрытом массаже сердца снижается почти в 4 раза, мозг получает почти столько же крови, сколько при естественном кровотоке, тогда как кровоснабжение остальных органов резко снижается.
Вероятно, такой эффект можно связать с клапанным меха* низмом яремной вены, которая передавливается на участке при входе в грудную клетку в момент ее сжатия (искусственная систола). При сжатии грудной клетки градиент давления между аортой и полой веной невелик: они обе подвергаются сдавлению. Это высокое давление передается на все вены, кроме яремной (ее устье закрывается), и, следовательно, артери^ ально-яремный градиент давления больше, чем артериально-венозный градиент для других органов.
Определенное значение Для увеличения мозгового кровотока имеет, вероятно, и накопление ССЬ, приводящее к расширению сосудов мозга. Необходимо помнить, что мозговой кровоток зависит не только от артериовенозного, но и артериоликворного различия давлений. Чтобы точно судить об этом, надо изучить изменения ликворного давления при массаже сердца, а такие исследования еще только начинаются.
Стандартизация методики реанимации. Эти рассуждения о физиологических механизмах реанимации не требуют существенных изменений стандартной методики, ставшей социально-медицинской системой здравоохранения. Они не отрицают, роли.механизма сжатия сердца, обеспечивающего определенную часть искусственного кровотока при закрытом массаже. Какова будет эта часть, зависит от многих обстоятельств — вентро-досального размера грудной клетки, величины сердца и др..Однако новые представления об участии легких в искусственном кровотоке при закрытом массаже сердца позволяют обосновать ряд методических особенностей, которые, вероятно, будут внесены в стандартную методику реанимации после широкого клинико-физиологического изучения:
1) сжатия грудной клетки должны быть более редкими (около 40 в минуту), но с длительной фазой компрессии (око-;ло 50—60% цикла, т. е. около 0,7—0,8 с);
2) не требуется согласование ритма ИВЛ и сжатий;
3) ИВЛ должна быть более частой (около 20 в минуту) и с большим давлением вдувания (4,9—5,9 кПа, или 50—60 см 'вод. ст.);
4) видимо, срочное увеличение ОЦК инфузйей жидкости, применение вазопрессоров, тугое бинтование живота и подъем ног должны увеличить эффективность реанимации за счет повышения венозного возврата.
Используемый сегодня автоматический сердечно-легочный реаниматор, сдавливающий поршнем грудную клетку и вдувающий через интубационную трубку воздух в режиме 4: 1 с частотой сжатий около 60 в минуту, можно запрограммировать иначе. Частота сжатий и вдуваний должна быть 40 в минуту. Одним рабочим давлением 4,9 кПа (50 см вод. ст.), должны опускаться поршень и вдуваться воздух в легкие. Одинаковым разрежением 0,9 кПа (10 см вод. ст.) должны подниматься поршень и отсасываться воздух из легких, усиливая кровенаполнение легких при искусственной «диастоле».
Еще одна методика, вытекающая из новых представлений о физиологических механизмах искусственного кровотока при закрытом массаже сердца, — «кашлевая реанимация» рассмотрена в главе 22.
Одним из вынужденных методов закрытого массажа можно отметить проведение массажа пяткой с целью снизить физические усилия реаниматора. Специальное исследование, проведенное J. Donegan (1979), показало, что применение этого метода с физиологической точки зрения имеет смысл только для реаниматоров с массой тела менее 50 кг, да и то при условии, что их двое.
Рационализация сердечно-легочной реанимации необходима, кстати, еще и потому, что физические усилия, затрачиваемые реаниматором при существующей ныне методике, находятся на пределе допустимых. При исследовании гемодинамических показателей, ЭКГ, поглощения О2 у реаниматоров в течение 15-минутной реанимации [Lonergan J. H. et al., 1981] выявлены столь существенные изменения, в том числе признаки ишемии миокарда, что при наличии предрасполагающих факторов и с учетом психоэмоционального стресса, реаниматор вполне может оказаться в положении объекта своих усилий.
Клинико-физиологическая оценка прямого массажа сердца
Совершенно очевидно, что прямой массаж сердца никогда не станет столь распространенным методом повсеместной реанимации, как закрытый. Но простота закрытого массажа сердца, делающего его доступным населению, снизила значение открытого массажа сердца даже в представлениях некоторой части реаниматологов.
Такое представление не имеет клинико-физиологического обоснования; наоборот, приводятся клинико-физиологические доводы в пользу открытого массажа. Статистические материалы свидетельствуют, что после закрытого массажа из больницы выписывается 13—16%, а после открытого — 28—75% больных [Stephenson Н. Е., 1980]. При прямом массаже сравнительно с непрямым сердечный выброс вдвое больше, а полное время кровообращения вдвое меньше.
К сожалению, это единственные физиологические параметры, которые сравнивались. Нет объективных данных о сравнении метаболических расстройств при обоих видах массажа, частоте гипоксических поражений ЦНС, различных осложнений и т. п. В частности, можно предположить, что при прямом массаже сердца кровь не направляется преимущественно к мозгу, как при закрытом массаже, поскольку не срабатывает клапанный эффект яремной вены.
К ситуациям, когда прямой массаж предпочтительнее непрямого, относятся: 1) остановка сердца при внутригрудных операциях или травмах, подозрительных на внутригрудноё кровотечение и повреждение легких; 2) неэффективность закрытого массажа в течение 2—3 мин; 3) деформация грудной клетки, мешающая проведению закрытого массажа; 4) подозрение на тампонаду сердца, напряженный пневмоторакс, эмболию легочной артерии.
Клинико-физиологическая оценка электрической дефибрилляции
Остановка сердца в виде фибрилляции наблюдается значительно чаще, чем асистолия, поэтому дефибрилляция является весьма распространенной процедурой. На эффективность де-
171,
фибрилляции влияют многие факторы — длительность фибрилляции, исходное состояние миокарда, размеры сердца, масса тела, площадь электрода, предшествующие дефибрилляции. Главными являются два первых фактора — исходное состояние миокарда и длительность фибрилляции.
Фибрилляция — высокоэнергетический процесс, поглощающий гораздо больше О2 и энергетических веществ, чем синер-гичное сокращение миокарда. Если каждая миофибрилла «тянет» в свою сторону, выполняется огромная работа с соответствующим расходом энергии, но без механического эффекта — сокращения миокарда. Из этого рассуждения можно сделать два клинико-физиологических вывода: 1) электрическая дефиб-рилляция должна быть осуществлена как можно раньше; 2) если рано провести ее не удалось, необходим достаточно продолжительный массаж сердца, предшествующий дефибрилляции, чтобы улучшить энергетический метаболизм миокарда.
Важный фактор эффективности дефибрилляции — фаза дыхательного цикла. Трансторакальное электрическое сопротивление при вдохе на 10—15% выше, чем при выдохе. Следовательно, эффективность дефибрилляции в фазе выдоха должна быть большей.
Проблема автоматических имплантируемых дефибриллято-ров рассмотрена в главе 22.
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 897 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 |
|