Физиологические механизмы иммунитета. Иммунитет — это способность организма распознавать чужеродные вещества и клетки и уничтожать их. В соответствии с таким определением иммунная система должна выполнять три функции: 1) защиту организма от любой инфекции; 2) уничтожение клеток организма, построенных не по стандарту, например злокачественных; 3) уничтожение поврежденных или погибших от старости клеток.
Для осуществления этих функций иммунная система имеет специфические и неспецифические механизмы. К не специфическим относятся кожные и слизистые барьеры с их физическими и химическими защитными свойствами, действие интер-ферона, продуцируемого различными клетками белка, направленного против вирусов, фагоцитоз и воспаление.
Специфические реакции иммунитета могут быть клеточными (Т- и В-лимфоциты с подразделением Т-лимфоцитов на помощников, супрессоров и цитотоксических лимфоцитов) и гуморальными (антитела, представляющие собой иммуноглобу-лины Ig, IgA, IgM, IgD и IgE. Иммуноглобулины имеются в организме в разных количествах — от 75% (IgG) до 0,002% (IgE). Важную роль в осуществлении реакций иммунитета играет комплементарная система — многофакторная биологическая система, состоящая из серии плазменных белков и тесно связанная с системой иммуноглобулинов. Большое значение имеет и деятельность макрофагов, например альвеолярных, постоянно находящихся в альвеолах и вместе с гуморальными факторами слизи выполняющих защитные функции.
Повреждение иммунитета чревато тремя главными опасностями: 1) снижается сопротивление инфекции и нарушается заживление ран; 2) бесконтрольно возникают и размножаются атипические клетки, в том числе злокачественных опухолей, различных гемобластозов; 3) реакции иммунитета могут быть в такой степени выраженными, что сами по себе представляют опасность для жизненных функций организма.
Операция, критическое состояние, анестезиологическое и реанимационное пособие столь выражение влияют на все системы организма, что надо установить, как это отражается на системах иммунитета.
Операционный стресс со всеми его многочисленными факторами угнетает реакции иммунитета. При всех критических состояниях отдельные реакции иммунитета также подавляются.
Все изученные виды анестезии подавляют иммунные реакции, хотя и защищают организм от операционного стресса. В исследовании, проведенном В. П. Гадаловым и соавт. (1981), операционный стресс был минимальным (выполнялась только бронхоскопия), но фторотановый наркоз подавлял и клеточное,
и гуморальное звенья иммунитета. Тонкие механизмы такого подавления окончательно не установлены, но, видимо, они опо-средуются через гипофизарно-адреналовую систему.
Таким образом, чем выраженнее операционный стресс, чем тяжелее критическое состояние, чем глубже анестезия, тем меньше сопротивляемость инфекции, тем медленнее происходят заживление и очищение ран.
До последних лет попытки подавления иммунной реактивности преобладали над ее стимуляцией (борьба с аллергией, анафилаксией, отторжением трансплантата, лечение воспалительных заболеваний и т. п.). Однако в медицине критических состояний стимуляция иммунореактивности способна занимать не меньшее, а может быть, даже большее место, поскольку стресс и критическое состояние подавляют иммунитет. Установлено, что препарат левами-зол (декарис), использовавшийся раньше только как антигельминтное средство, стимулирует иммунореактивность и дает положительный эффект при различных коллагенозах, при лечении пневмонии у лиц, страдающих алкоголизмом (иммунитет у них подавлен), при попытках сократить диссеминирование и рецидивирование злокачественных опухолей. Следует ожидать, что в ряде случаев левамизол и другие иммуностимуляторы окажутся эффективными и как компоненты интенсивной терапии терминальных состояний.
Анестезия и злокачественный рост. Мнения о канцерогенном эффекте анестетиков противоречивы, хотя большинство исследователей считают, что под влиянием фторотанового и барбитурового наркоза или местных анестетиков опухолевый' рост прогрессирует, а метастазирование облегчается. Однако И. А. Фрид и соавт. (1978) обнаружили, что фторотан, меньше стимулирующий гормоны коркового и мозгового вещества надпочечника, угнетает иммунитет менее выражение, чем эфир. Иммунитет онкологических и неонкологических больных подавляется анестезией по-разному, хотя эта проблема далека от окончательного решения.
Часть этой проблемы — влияние анестетиков на персонал операционных и отделений ИТАР. Как показал М. Sato (1978), у персонала операционных реакция иммунитета, в частности состояние Т- и В-лимфоцитов, не меняется, тогда как у больных происходят отчетливые сдвиги, хорошо коррелируемые с тяжестью операции.
Поскольку с иммунитетом связано возникновение генетических дефектов, представляют интерес данные А. А. Бунятяна и соавт. (1977) о том, что однократная комбинированная анестезия не влияет на хромосомный аппарат и не представляет генетической опасности для больного.