Острая печеночная недостаточность
Наиболее частыми причинами острой печеночной недостаточности в практик^ ИТАР являются вирусный гепатит, септический шоковый синдром, экзогенные интоксикации, все виды острой 'гиповолемии.
Функциональные и метаболические расстройства. Вначале мы систематизируем метаболические сдвиги, происходящие при острой печеночной недостаточности, а затем рассмотрим ее главные синдромы.
Метаболические сдвиги. Нарушения б е л к о в о г о обмена заключаются в том, что возникает гипопротеинемия, в связи с чем появляются интерстициальные отеки, асцит, снижается онкотическое давление крови. Асцит и отеки связаны, видимо, не только с гипопротеинемией, но и с внутрипеченочным сосудистым блоком, повышающим давление в системе воротной вены, а также с увеличением содержания альдостерона, снижающего диурез и задерживающего в организме воду.
Особое значение в связи с гипопротеинемией имеет увеличение шунтирования венозной крови через легкие, нарушающее газовый состав артериальной крови и усиливающее гипоксию печени. Этот эффект связан с интерстициальным отеком мелких дыхательных путей, которые поэтому рано закрываются при выдохе (ЭЗДП), альвеолярный шунт возрастает.
Важным следствием нарушения белкового обмена является снижение продукции свертывающих факторов крови (II, V, VII, IX): поэтому кровотечения, особенно в желудочно-кишечный тракт, характерны для печеночной недостаточности. Их возникновение облегчается весьма нередкой при хронической патологии печени портальной гипертензией, а также эрозиями, слизистой оболочки и тромбоцитопенией, связанной с тремя факторами: синдромом РВС, угнетением костного мозга и гиперспле-
низмом.
Опасные кровотечения—это не только геморрагический синдром, ухудшающий питание печени, но также более выраженная гипопротеинемия, и увеличение продукции аммиака и других агрессивных метаболитов при микробном брожении крови в кишечнике.
К расстройствам белкового обмена относится ухудшение процесса тканевого окисления — гистотоксическая дизоксия. Это происходит из-за нарушения образования трикарбоновых и других кислот, обеспечивающих циклы биологического окисления. Естественно, что в связи с этим изменяется течение окислительно-восстановительных процессов в самой печени.
Важнейшим следствием патологии белкового обмена при печеночной недостаточности является нарушение в печени синтеза мочевины из аммиака.
80% аммиака образуются в кишечнике в результате микробного гидролиза белков. Клиника печеночной комы в определенной мере связана с аммиачной энцефалопатией. Уровень аммиака крови при печеночной недостаточности5 может увеличиваться в 5 раз. Основным путем удаления аммиака являются легкие, а также почки, где он после соединения с глутаминовой кислотой превращается в глутамин. При наличии портокавальных анастомозов, образовавшихся самопроизвольно или наложенных искусственно, аммиак минует печень, и его путь в мозг облегчается. У некоторой части больных с печеночной комой уровень аммиака не повышен, и это подтверждает, что аммиак — не единственный продукт, вызывающий энцефалопатию при острой печеночной недостаточности. Так же действуют фенолы, метаболиты некоторых аминокислот, да и просто нарушение биологического окисления, т. е. гистотоксическая дизоксия мозга.
В последние годы энцефалопатию при печеночной недостаточности все чаще связывают с образованием так называемых ложных нейромедиаторов — октопамина, (3-фенилэтаноламина и некоторых других [Neurotransmitters in cerebral coma and stoke, 1978]. Вытесняя из синапсов ЦНС естественные медиаторы до-памин и норадреналин, они нарушают мозговые функции. Какая-то часть этих «ложных нейромедиаторов» образуется при микробном гидролизе белка в кишечнике, но не детоксицирует-ся поврежденной печенью.
Углеводный обмен. В любой момент печень должна быть способна превратить в глюкозу 100—200 г гликогена, чтобы дать энергию для утилизации кислорода. Только для обеспечения основного обмена необходимо, чтобы печень подавала в кровь 2 г глюкозы в час. При печеночной недостаточности эти процессы нарушены и, следовательно, возникают нарушения энергетического баланса и тканевого метаболизма. В нормальном состоянии печень контролирует уровень инсулина и глюкагона; при печеночной недостаточности этот контроль также нарушен. Кроме того, присоединение почечной недостаточности, почти всегда возникающее при тяжелой печеночной, повышает уровень инсулина, 40% которого должны разрушаться почками (см. главу 24). Вследствие этого гипогликемия при печеночной недостаточности встречается часто.
Жировой обмен. При печеночной недостаточности страдает синтез фосфолипидов, в связи с чем в печени откладывается нейтральный жир (его там должно быть не более 5% массы печени), накапливается уксусная кислота (из которой должен синтезироваться холестерин), желчные пигменты.
К и с л о т н о-щ елочное состояние и води о-э л е к т-ролитный баланс. В начале острой печеночной недостаточности развивается респираторный алкалоз из-за гипервентиляции, связанной с раздражением различных структур мозга аммиаком и другими метаболитами. Респираторный алкалоз имеет два нежелательных следствия. Во-первых, ухудшается
Нарушение
углеводного
обмена
| Нарушение
белкового
обмена
| мозговой кровоток, в связи с чем усиливаются центральные расстройства. Во-вторых, гипокапния изменяет диссоциацию ок-сигемоглобина, из-за чего кислород хуже связывается с гемоглобином в легких и еще хуже отделяется от него в тканях — нарастает тканевая гипоксия мозга, самой печени и остальных тканей.
Однако эти начальные изменения довольно быстро сменяются главными проявлениями острой печеночной недостаточности— метаболическим алкалозом и гипокалиемией, несомненно взаимосвязанными. К+ — внутриклеточный ион. При выходе его из клетки в нее поступает Н4*, в связи с чем увеличивается реабсорбция почками бикарбоната. Меняется и дезаминирова-ние в почке глутамина, вместе с которым. выводился аммиак.
Нарушения электролитного и кислотно-щелочного состояния снова резко меняются, когда к печеночной недостаточности присоединяется почечная недостаточность, при которой в организме задерживаются К+ и кислые метаболиты. Выраженные расстройства микроциркуляции и рассеянное внутриеосудиетое свертывание, присоединяющиеся на завершающем этапе острой печеночной недостаточности, также ведут к метаболическому ацидозу. Однако надо помнить, что метаболический алкалоз с гипокалиемией, определяемые в плазме, сочетаются с обратными внутриклеточными отношениями. А если при острой печеночной недостаточности будет накапливаться молочная кислота и другие продукты неполного биологического окисления, то и вне клетки может развиться метаболический ацидоз.
Резюмируя метаболические нарушения при острой печеночной недостаточности, надо добавить, что поражаются все специфические виды метаболизма уже хотя бы потому, что нарушается синтез многих ферментов и страдает дезинтоксикацион-ная функция печени.
В итоге среди клинико-физиологических проявлений острой печеночной недостаточности можно выделить следующие главные синдромы.
Дыхательная недостаточность развивается по рестриктивному (интерстициальный отек), обструктивному (ЭЗДП) и диффузионному (утолщение альвеолокапиллярной мембраны) механизмам. Они завершаются альвеолярным шунтом, не поддающимся оксигенотерапии и усугубляющимся геми-ческой, циркуляторной и гистотоксической гипоксией.
Возникают гемодинамические расстройства, связанные с несколькими механизмами. Во-первых, энцефалопатия нарушает регуляцию сосудистого тонуса, вызывая артериальную гипотензию. Имеется корреляция между степенью гипотен-зии и плазменным уровнем ложного нейромедиатора октопами-на. Во-вторых, возникают нарушения сердечного ритма — экст-расистолия, признаки сердечного блока и др., связанные с гипоксией, расстройствами электролитного -баланса и кислотно-щелочного состояния, а также i петехиальными кровоизлияния-
Рис. 43. Физиологические механизмы коматозного состояния при острой пе-ченочнсгй недостаточности.
ми и жировыми дистрофическими изменениями в миокарде. В-третьих, нередкие кровотечения, связанные с недостатком белковых факторов свертывания и тромбоцитопенией (результат РВС), ведут к гиповолемии. Оказалось, что у половины больных острой печеночной недостаточностью имеются выраженные эрозии слизистой оболочки верхнего отдела пищеварительного тракта.
Присоединяется почечная недостаточность и возникает гепаторенальный синдром, клиническая физиология которого рассмотрена в главе 4.
Коматозное состояние при острой печеночной недостаточности связано не только с действием ложных медиаторов или токсических продуктов неполного белкового катаболизма. Важным механизмом печеночной комы являются все упоминавшиеся виды гипоксии и отек мозга, выявленный гипопротеине мией, гипергидратацией и увеличением проницаемости мембран.
У половины больных, умерших от острой печеночной недостаточности, морфологически четко определяется отек мозга (рис., 43). Коматозное состояние сопровождается судорогами различной выраженности, которые истощают ЦНС, -а также ограниченные энергетические и кислородные запасы организма. Разумеется, нарушение центральной регуляции сказывается на всех функциях-организма, в том числе функции самой печени, и существенно ухудшает прогноз. Среди больных острой печеночной недостаточностью, у которых кома не была глубокой,.выжило 66%, при глубокой коме — только 17,6% [Murray-Ly-on I. M. et al., 1979].
Объективные критерии. Нередко острую печеночную недостаточность приравнивают к гепатоцеребральной и делят на три стадии в зависимости от психоневрологической симптоматики. Поскольку принципиально коматозное состояние при печеночной недостаточности не отличается от прочих коматозных состояний, рассмотренных в главе 5, оценивать глубину печеночной комы надо по приведенной там объективной шкале коматозных состояний. Такая шкала рекомендована Конференцией по молниеносной печеночной недостаточности [Berk P. D., Popper H., 1978].
Хотя коматозное состояние несомненно ухудшает прогноз, его объективизация имеет меньшее значение, чем характеристика тяжести морфологических и функциональных расстройств. В этом плане надо различать три степени тяжести острой печеночной недостаточности: 1) легкая степень печеночной недостаточности, когда функциональную способность печени удается восстановить без специальных мер поддерживающей терапии, а лишь при ликвидации агрессивного фактора; 2) печеночная недостаточность средней тяжести, когда для обеспечения регенерации гепатоцитов и жизни больных требуются специальные меры метаболической коррекции и жизнеобеспечения; 3) тяжесть печеночной недостаточности столь велика, что препятствует регенерации гепатоцитов, и восстановление возможно лишь при использовании чужой печени.
Поскольку прогноз при острой печеночной недостаточности зависит от регенерации гепатоцитов, целесообразно прежде всего оценить ее.
Один из объективных методов, позволяющих судить о тяжести повреждения и прогнозе, — игольчатая биопсия печени; определением относительного объема гепатоцитов в пробе (норма 85±5%у. Если фракция гепатоцитов составляет менее 35%, все больные погибают; фракция гепатоцитов
выше этого критического уровня, выживает более 80% больных. Когда фракция гепатоцитов достигает 45%, сознание восстанавливается [Murray-Lyon I.M. et al., 1979].
Одним из критериев активности регенеративного процесса гепатоцитов является плазменный уровень а-фетопро-теина, белка глобулиновой фракции, который в норме содержится в очень малой концентрации, но при регенерации гепатоцитов его количество резко возрастает [Murray-Lyon I. M. et al., 1979].
Полагают, что способность печени выделять введенную внутривенно галактозу соответствует функционирующей массе гепатоцитов, как и способность печени соединять желчные кислоты. Этот тест ставят с помощью холиевой кислоты, ме-ченной 14С.
Важное значение в качестве объективного критерия при оценке тяжести острой печеночной недостаточности может иметь проба с вофавердином (уевиридин), которая применяется и для оценки печеночного кровотока.
Возможно, перспективным в этом плане окажется определение тяжести печеночной недостаточности с помощью различных тестов (около 20), которые Э. И. Гальперин и Ю. М. Дедерер (1978) разделяют на секреторные, экскреторные и метаболические. Аналогичные попытки суммировать результаты различных тестов и вывести средний критерий тяжести печеночной недостаточности делались и другими авторами.
Что касается методов функциональной оценки печени вообще, то их значительно больше, чем известных функций печени, в связи с чем даже перечислять их в этом руководстве мы не станем, отослав заинтересованных читателей к специальным изданиям по гепатологии.
При любом характере печеночной недостаточности целесообразно исследовать печеночный кровоток, так как от него в значительной степени зависят предупреждение гепатоне-кроза и регенерация гепатоцитов. Нарушается же печеночный кровоток при всех критических состояниях, и оксигенация печени, а также транспорт метаболитов страдают.
Измерение печеночного кровотока может быть осуществлено четырьмя методами:
1) реографией —измерением электрического сопротивления печени, меняющегося в зависимости от ее кровообращения;
2) радиологическими методами исследования, позволяющими не только оценить печеночный кровоток, но и получить представление о различных функциях печени;
3) измерением печеночного кровотока, для чего определяют поглощение печенью той же краски вофавердин, что и при оценке экскреторной функции печени, исходя из расчета:
у _ ОЦК-0,698
' печ — ' т ————»
1/2
где: УПеч — печеночный кровоток; ОЦК —объем циркулирующей крови; Tlfz— полупериод очистки крови от вофаверидина. Используя этот метод, Р. И. Новикова и соавт. (1978) отметили снижение кровотока печени при токсической гепатаргии;
4) измерением печеночного кровотока с определением спланхникового и общего сосудистого сопротивления. Выполняется путем катетеризации бедренной артерии, печеночной вены и легочной артерии с термодилюционным датчиком [Wilkund L., 1977].
Принципы интенсивной терапии. Лечение острой печеночной недостаточности должно строиться на двух главных принципах: 1) если ликвидировать причины, вызвавшие гепатонекроз, то гепатоциты регенерируют в течение 10—15 дней, и в это время следует, насколько возможно, заместить их функции; 2) при острой печеночной недостаточности больной умирает не только от избытка токсических продуктов, как, в частности, при острой почечной недостаточности, но и от катастрофического недостатка необходимых и незаменимых веществ.
Исходя из этих двух принципов, интенсивную терапию острой печеночной недостаточности можно разделить на следующие компоненты (рис. 44): остановка гепатонекроза, улучшение функций собственной печени, использование чужой печени, биохимическая коррекция и ликвидация сопутствующих синдромов.
Остановка гепатонекроза. Достичь этой цели нелегко. Есть мнение о полезности глюкокортикоидных гормонов, хотя объективные доказательства этого нам неизвестны. Нет пока и убедительных данных об эффективности иммунных сывороток.
Рекомендовавшееся применение левадопа не способствует уменьшению гепатонекроза, хотя и снижает уровень некоторых ложных нейромедиаторов. То же самое можно сказать о различных аминокислотах.
Если печеночная кома развилась не в связи с вирусным гепатитом, а например, на фоне кровотечения в желудочно-кишечный тракт из-за цирроза печени, то цирроз мы, разумеется, не сумеем вылечить (для этого нет времени, если бы мы даже умели), но кровотечение остановить должны. Это достигается гемотрансфузиями, применением раздуваемого в пищеводе и кардиальном отделе желудка зонда Блэкмора, использованием локальной гипотермии и лишь в крайнем случае оперативным вмешательством, которое слишком часто бывает бесполезным. Ободряющие результаты при остановке и профилактике кровотечений у больных острой печеночной недостаточностью получены при внутривенном введении в дробных дозах 150 мг Ш-антагониста циметидина, применяемого с целью обеспечить рН желудочного сока на уровне выше 5,0 [McDougal В. R. et al., 1977]. Следует иметь в виду, что кровотечения в желудочно-кишечный тракт возникают у 70% больных с печеночной недостаточностью, причем у 30% они служат непосредственной причиной смерти [Rogers E. L., Rogers M, С., 1980].
Улучшение функций печени. Эти меры интенсивной терапии острой печеночной недостаточности можно сгруппировать следующим образом: улучшение печеночного кровото-
Рис. 44. Компоненты интенсивной терапии острой печеночной недостаточности. 1 — устранение причин, вызывающих гепатонекроз, включая удаление токсичных продуктов метаболизма стимуляцией диуреза н т. п.; 2 —улучшение функций собственной печени, в том числе нормализация печеночного кровотока, искусственная оксигенация с введением энергетических и ферментативных веществ, противоотечная декомпрессия и т. п.} 3 — использование чужой печени (экстракорлоральная перфузия, перекрестное кровообращение и др.); 4 — коррекция метаболизма и возникших синдромов — нарушения реологии крови, острой дыхательной недостаточности, острой почечной недостаточности, коагулопатии и т. д. Разумеется, провести четкую границу между этими компонентами
Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 1016 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 |
|