АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Ноцицептивная и невропатическая боль

Прочитайте:
  1. Антиноцицептивная система
  2. Антиноцицептивная система (АС)
  3. Антиноцицептивная система и её характеристика
  4. Антиноцицептивная система.
  5. Болевая (ноцицептивная) сенсорная система
  6. Болевая, или ноцицептивная чувствительность – это восприятие стимулов, вызывающих в организме ощущение боли.
  7. Ноцицептивная боль при фибромиалгии.
  8. Ноцицептивная сенсорная система
  9. Ноцицептивно-антиноцицептивная система

На основании патофизиологических механизмов предложено различать ноцицептивную и невропатичес­кую боль.

Ноцицептивная боль возникает тогда, когда повреж­дающий ткань раздражитель действует на периферичес­кие болевые рецепторы. Причинами этой боли могут быть самые разные травматические, инфекционные, дисме-таболические и другие повреждения (карциноматоз, метастазы, забрюшинные новообразования), вызываю­щие активацию периферических болевых рецепторов. Но­цицептивная боль — это чаще всего острая боль, со все­ми присущими ей характеристиками (см. «Острая и хро­ническая боль»). Как правило, болевой раздражитель очевиден, боль обычно хорошо локализована и легко описывается больными. Тем не менее, висцеральные боли, менее четко локализованные и описываемые, а также отраженные боли тоже относят к ноцицептивным. Появление ноцицептивной боли в результате нового повреждения или заболевания обычно привычно боль­ному и описывается им в контексте прежних болевых ощущений. Характерным для этого типа боли является их быстрый регресс после прекращения действия по­вреждающего фактора и проведения короткого курса лечения адекватными болеутоляющими средствами. Сле­дует, однако, подчеркнуть, что длительно продолжаю­щееся периферическое раздражение может привести к дисфункции центральных ноцицептивных и антиноци-цептивных систем на спинальном и церебральном уров­нях, что обусловливает необходимость максимально бы­строго и эффективного устранения периферической боли.

Боль, возникающую в результате повреждения или изменений в соматосенсорной (периферической и (или) центральной) нервной системе относят к невропатичес­кой. Несмотря на некоторую, на наш взгляд, неудач-ность термина «невропатическая», следует подчеркнуть, что речь идет о боли, которая может возникнуть при нарушении не только в периферических чувствитель­ных нервах (например, при невропатиях), но и при па­тологии соматосенсорных систем на всех ее уровнях от периферического нерва до коры больших полушарий. Ниже приведен короткий перечень причин невропати­ческой боли в зависимости от уровня поражения (табл. 1). Среди приведенных заболеваний следует отметить фор­мы, для которых болевой синдром является наиболее характерным и встречается чаще. Это — тригеминальная и постгерпетическая невралгии, диабетическая и алко­гольная полиневропатии, туннельные синдромы, сирин-гобульбия.

Невропатические боли по своим клиническим харак­теристикам значительно многообразнее ноцицептивных. Это определяется уровнем, обширностью, характером, длительностью поражения и многими другими сомати­ческими и психологическими факторами. При различ­ных формах поражения нервной системы, на разных уровнях и стадиях развития патологического процесса участие разных механизмов генеза боли может быть так­же неодинаковым. Однако всегда, независимо от уровня поражения нервной системы, включаются как перифе­рические, так и центральные механизмы контроля боли.

Общими характеристиками невропатической боли являются персистирующий характер, большая длитель­ность, неэффективность аналгетиков для ее купирова­ния, сочетание с вегетативными симптомами. Невропа­тические боли чаще описываются как жгучие, колю­щие, ноющие или стреляющие.

Для невропатической боли характерны различные сенсорные феномены: парестезии — спонтанные или вызванные сенсорные необычные ощущения; дизесте-зии — неприятные спонтанные или вызванные ощуще­ния; невралгия — боль, распространяющаяся по ходу одного или нескольких нервов; гиперестезия — повы­шенная чувствительность на обычный неболевой сти­мул; аллодиния — восприятие неболевого раздражения как болевого; гипералгезия — повышенная болевая реакция на болевой раздражитель. Последние три поня­тия, используемые для обозначения гиперчувствитель­ности, объединяют термином гиперпатия. Одним из ви­дов невропатической боли является каузалгия (ощуще­ние интенсивной жгучей боли), возникающая чаще всего при комплексном регионарном болевом синдроме.

таблица 1 Уровни поражения и причины невропатической боли
Уровень поражения Причины
Периферический нерв Травмы Туннельные синдромы Мононевропатии и полиневропатии: - диабет - коллагенозы - алкоголизм - амилоидоз - гипотиреоз - уремия - изониазид
Корешок и задний рог спинного мозга Компрессия корешка (диском и др.) Постгерпетическая невралгия Тригеминальная невралгия Сирингомиелия
Проводники спинного мозга Компрессия (травма, опухоль, артериовенозная мальформация) Рассеянный склероз Дефицит витамина В12 Миелопатия Сирингомиелия Гематомиелия
Ствол мозга Синдром Валленберга—Захарченко Рассеянный склероз Опухоли Сирингобульбия Туберкулома
Таламус Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт) Опухоли Хирургические операции
Кора Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт) Опухоли Артериовенозные аневризмы Черепно-мозговая травма

Механизмы невропатической боли при поражениях периферического и центрального звеньев соматосенсор-ной системы различны. Предполагаемые механизмы не­вропатической боли при периферическом поражении включают: постденервационную гиперчувствительность; генерацию спонтанной болевой импульсации из экто­пических очагов, формирующихся при регенерации по­врежденных волокон; эфаптическое распространение нервных импульсов между демиелинизированными не­рвными волокнами; повышенную чувствительность не­вром поврежденных сенсорных нервов к норадреналину и некоторым химическим агентам; снижение антино-цицептивного контроля в заднем роге при поражении толстых миелинизированных волокон. Эти периферичес­кие изменения в афферентном болевом потоке приво­дят к сдвигам в балансе вышележащих спинальных и церебральных аппаратов, участвующих в контроле боли. При этом облигатно включаются когнитивные и эмо­ционально-аффективные интегративные механизмы восприятия боли.

Одним из вариантов невропатических болей являют­ся центральные боли. К ним относят боли, возни­кающие при поражении центральной нервной системы. При этом типе боли отмечается полное, частичное либо субклиническое нарушение сенсомоторной чувствитель­ности, чаще всего связанное с поражением спинотала-мического пути на спинальном и (или) церебральном уровнях. Однако здесь следует подчеркнуть, что особен­ностью невропатических болей, как центральных, так и периферических, является отсутствие прямой корреля­ции между степенью неврологического сенсорного де­фицита и выраженностью болевого синдрома.

При повреждении сенсорных афферентных систем спинного мозга боль может быть локализованной, од­носторонней или диффузной билатеральной, захваты­вая зону ниже уровня поражения. Боли постоянны и носят жгучий, колющий, рвущий, иногда крампиальный характер. На этом фоне могут возникать различные по характеру пароксизмальные фокальные и диффуз­ные боли. Необычный паттерн боли описан у больных с частичным поражением спинного мозга, его передене-боковых отделов: при нанесении болевых и температур­ных стимулов в зоне выпадения чувствительности па­циент ощущает их в соответствующих зонах контралате-рально на здоровой стороне. Этот феномен получил на­звание аллохейрия («другая рука»). Известный в прак­тике симптом Лермитта (парестезии с элементами ди-зестезии при движении в шее) отражает повышенную чувствительность спинного мозга к механическим воз­действиям в условиях демиелинизации задних столбов. Данных об аналогичных проявлениях при демиелиниза­ции спиноталамических путей в настоящее время нет.

Несмотря на большое представительство антиноци-цептивных систем в стволе головного мозга, его пора­жение редко сопровождается болью. При этом пораже­ние моста и латеральных отделов продолговатого мозга чаще, чем других структур, сопровождается алгически-ми проявлениями. Центральные боли бульбарного про­исхождения описаны при сирингобульбии, туберкуломе, опухолях ствола головного мозга, при рассеянном склерозе.

Дежерин и Русси (1906) описали интенсивные непе­реносимые боли в рамках так называемого таламичес-кого синдрома (поверхностная и глубокая гемианесте-зия, сенситивная атаксия, умеренная гемиплегия, не­грубый хореоатетоз) после инфарктов в области зри­тельного бугра. Наиболее частой причиной центральных таламических болей является сосудистое поражение та-ламуса (вентропостериомедиальных и вентропостерио-латеральных его ядер). В специальной работе, проанали­зировавшей 180 случаев таламического синдрома у правшей, было показано, что в два раза чаще он возникает при поражении правого полушария (116 случаев), чем левого (64 случая) (Nasreddine Z.S., Saver J.L., 1997). Любопытно, что выявленная преимущественная право­сторонняя локализация более характерна для мужчин. Отечественными и зарубежными работами показано, что таламические по характеру боли нередко возникают при поражении не только зрительного бугра, но и других участков афферентных соматосенсорных путей. Наибо­лее частой причиной этих болей также являются сосу­дистые нарушения. Подобные боли обозначаются тер­мином «центральная постинсультная боль», которая возникает примерно в 6—8% случаев ОНМК (Wall P.O., Melzack R., 1994; Полушкина Н.Р., Яхно Н.Н., 1995). Таким образом, классический таламичес-кий синдром является одним из вариантов центральной постинсультной боли.

Механизмы центральных болей являются сложными и до конца не изученными. Исследования последних лет продемонстрировали большие возможности функцио­нальной пластичности центральной нервной системы при поражениях на различных уровнях. Полученные дан­ные можно сгруппировать следующим образом. Пора­жение соматосенсорнои системы приводит к расторма-живанию и появлению спонтанной активности деаффе-рентированных центральных нейронов на спинальном и церебральном уровнях. Изменения в периферическом звене системы (чувствительный нерв, задний корешок) неизбежно приводят к изменению активности талами-ческих и корковых нейронов. Активность деафференти-рованных центральных нейронов меняется не только ко­личественно, но и качественно: в условиях деафферен-тации активность некоторых центральных нейронов, не имеющих ранее отношения к восприятию боли, начи­нает восприниматься как боль. Помимо этого в условиях «блокады» восходящего болевого потока (повреждение соматосенсорного пути) нарушаются афферентные про­екции нейрональных групп на всех уровнях (задние рога, ствол, таламус, кора). При этом довольно быстро формируются новые восходящие проекционные пути и со­ответствующие рецептивные поля. Полагают, что по­скольку этот процесс происходит очень быстро, то ско­рее всего не формируются, а открываются запасные или «замаскированные» (инактивные у здорового человека) пути. Может показаться, что в условиях боли эти сдвиги являются негативными. Однако постулируется, что смысл такого «стремления» к обязательному сохранению по­тока ноцицептивной афферентации заключается в его необходимости для нормальной работы антиноцицеп-тивных систем. В частности, с поражением систем боле­вой афферентации связывают недостаточную эффектив­ность нисходящей антиноцицептивной системы около-водопроводного вещества, большого ядра шва и ДНИК. Термин деафферентационные боли принят для обзна-чения центральной боли, возникающей при поражении афферентных соматосенсорных путей.

Выявлены определенные патофизиологические осо­бенности невропатической и ноцицептивной боли. Спе­циальными работами продемонстрировано, что актив­ность опиодных антиболевых систем оказалась намного выше при ноцицептивной, нежели при невропатичес­кой боли. Это связывают с тем, что при ноцицептивной боли центральные механизмы (спинальные и церебраль­ные) не вовлекаются в патологический процесс, тогда как при невропатической боли имеется непосредствен­ное их страдание. Анализ работ, посвященных изучению эффектов разрушающих (невротомия, ризотомия, хор-дотомия, мезенцефалотомия, таламотомия, лейкото­мия) и стимуляционных методов (ЧЭНС, акупунктура, стимуляция задних корешков, ОСВ, таламуса) в лече­нии болевых синдромов, позволяет сделать следующий вывод. Если процедуры разрушения нервных путей, не­зависимо от ее уровня, наиболее эффективны в отно­шении купирования ноцицептивной боли, то стимуля-Ционные методы, напротив, более эффективны при невропатической боли. Однако ведущими в реализации стимуляционных процедур являются не опиатные, а другие, пока не уточненые, медиаторные системы.

Существуют отличия в подходах медикаментозного лечения ноцицептивной и невропатической боли. Для купирования ноцицептивной боли, в зависимости от ее интенсивности, используют ненаркотические и нарко­тические аналгетики, нестероидные противовоспали­тельные средства и местные анестетики.

В терапии невропатической боли аналгетики, как правило, неэффективны и их не применяют. Использу­ются препараты других фармакологических групп.

Для лечения хронических невропатических болей препаратами выбора являются антидепрессанты (трициклические антидепрессанты, ингибиторы обратного зах­вата серотонина), усиливающие серотонинергическую активность (McQuay H.J. et al., 1996). Применение этих средств обусловлено недостаточностью серотониновых систем мозга при многих хронических болях, сочетаю­щихся, как правило, с депрессивными нарушениями.

В терапии различных видов невропатической боли широко применяются некоторые антиэпилептические препараты (карбамазепин, дифенин, габапентин, валь-проат натрия, ламотриджин, фелбамат) (Drewes A.M. et al., 1994). Точный механизм их аналгетического действия остается неизвестным, но постулируется, что эффект этих препаратов связан: 1) со стабилизацией нейрональ-ных мембран за счет снижения активности вольтажза-висимых натриевых каналов; 2) с активизацией ГАМК системы; 3) с ингибированием NMDA рецепторов (фел­бамат, ламиктал). Разработка препаратов, селективно блокирующих NMDA рецепторы, имеющих отношение к трансмиссии боли, является одним из приоритетных направлений (Weber С., 1998). В настоящее время анта­гонисты NMDA рецепторов (кетамин) не находят ши­рокого применения в терапии болевых синдромов из-за многочисленных неблагоприятных побочных эффектов, связанных с участием этих рецепторов в реализации психических, моторных и других функций (Wood T.J., Sloan R., 1997). Определенные надежды связывают с применением при хронической невропатической боли препаратов из группы амантадинов (используемых при паркинсонизме), обладающих по предварительным ис­следованиям хорошим обезболивающим действием за счет блокады NMDA рецепторов (Eisenberg E., Pud D., 1998).

Препараты, обладающие анксиолитическим действи­ем, и нейролептики также используются при терапии невропатической боли. Транквилизаторы рекомендуют­ся, главным образом, при выраженных тревожных на­рушениях, а нейролептики — при ипохондрических рас­стройствах, ассоциированных с болевым синдромом. Нередко эти средства используются в комбинации с другими препаратами.

Центральные миорелаксанты (баклофен, сирдалуд) при невропатических болях используются как препара­ты, усиливающие ГАМК систему спинного мозга и, наряду с релаксацией мышц, оказывающих аналгетическое действие. Хорошие результаты получены при ле­чении этими средствами постгерпетической невралгии, КРБС, диабетической полиневропатии.

В ряде новых клинических исследований для лечения хронической невропатической боли предложен препа­рат мексилетин, аналог лидокаина, влияющий на рабо­ту натриево-калиевых каналов в периферическом нерве. Показано, что в дозе 600—625 мг в сутки мексилетин оказывает четкий обезболивающий эффект у больных с болевым синдромом при диабетической и алкогольной полиневропатиях, а также при постинсультных цент­ральных болях (Wright J.M., Oki J.C., Graves L., 1995; Nishiyama К., Sakuta M., 1995).

Специальными клиническими исследованиями было показано, что при невропатической боли уровень аде-нозина в крови и ликворе достоверно снижен по срав­нению с нормой, тогда как при ноцицептивной боли уровень его не изменен. Аналитический эффект адено-зина при этом оказался наиболее выраженным у боль­ных с невропатической болью (Guieu R., 1996; Sollevi А., 1997). Эти данные свидетельствуют о недостаточной активности пуриновой системы при невропатической боли и адекватности применения у этих больных аденозина.

Одним из направлений в разработке эффективного лечения невропатической боли является изучение бло-каторов кальциевых каналов. В предварительных иссле­дованиях больных ВИЧ-инфекцией, страдающих невро­патической болью, хороший обезболивающий эффект был получен при применении нового блокатора каль-цевых каналов SNX-111, при этом подчеркивается, что использование опиатов у этих пациентов было неэф­фективным.

В недавних экспериментальных работах показана роль иммунной системы в инициации и поддержании невро­патической боли (Arruda J.L., 1998). Установлено, что при повреждении периферических нервов в спинном мозге вырабатываются цитокины (интерлейкин-1, ин-терлейюш-6, альфа-фактор некроза опухоли), которые способствуют персистированию боли. Блокирование этих цитокинов уменьшает боль. С развитием этого направле­ния исследований связывают новые перспективы в раз­работке лекарственных препаратов для лечения невро­патической хронической боли.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1397 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)