АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

И ФИЛОСОФИЕЙ

Между социологией и философией нет жесткой гра­ницы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает извилистую, изрезанную кромку некоего берега, где не понять, то ли суша столь причудливо вторглась в море, то ли море капризно объяло сушу. Они имеют общее проблемное пространство, но каждая из них самостоя­тельно трудится на его просторах. При этом социология гораздо ближе к нуждам непосредственной обществен­ной практики, чем философия.

Философия, если она выступает в качестве метафизи­ки, доказывает идентичность общих нормативных прин­ципов, господствующих на всех уровнях миропорядка — в космосе, природе, социуме, правосознании. Рядом с ней социология сознает себя носительницей позитивных зна­ний, не стремящейся выходить за пределы социального опыта. Выглядя более приземленной и прагматичной, она прочнее стоит на твердой почве жизненных реалий. Если от философии никто не ждет конкретных практических рекомендаций, то от социологии их ожидают.

Обеим дисциплинам вполне удается сосуществовать, не соперничая. Соседствуя, они традиционно взаимообо­гащают друг друга. Так, например, если социология ис­следует конкретные механизмы действия социальных норм по обеспечению общественного порядка и скрепле­нию социальной системы в жизнеспособную целостность, то философия стремится показать, как через нормы за­являют о себе историческая воля и общественная необ­ходимость.

В отличие от философии, которая по своей сути космо-центрична и уделяет значительное внимание проблемам

• 7 •


соотношения социальных норм с законами миропоряд­ка, социология социоцентрична и ищет ответы на все свои вопросы в пределах доступных анализу социальных структур. Для нее разгадки тайн социальных феноменов находятся в самом обществе. Социум для нее — это са­модостаточный макрокосм со своими законами, распро­страняющимися на природу всех общественных явле­ний и процессов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОЛОГИИ

Главное предназначение социологии, как и любой теоретической дисциплины, состоит в том, чтобы обес­печивать приращение знаний, добывать новую инфор­мацию. Эти знания возникают в результате того, что весь потенциал исследовательских возможностей социо­логической науки сосредоточивается в пределах конк­ретного проблемного участка социосферы. Социология предпринимает целенаправленные усилия по расшиф­ровке тех значений и смыслов, которыми изобилует дан­ная социосфера. При этом ее поисковые стратегии раз­ворачиваются на нескольких уровнях.

Первый уровень имеет методологический характер, и его можно обозначить как уровень метасоциологии. Здесь осуществляются фундаментальные исследования, касающиеся возможностей применения универсальных познавательных принципов к анализу социальной ре­альности. Здесь же выявляются главные ценностные и нормативные ориентиры, определяющие основные проб­лемные магистрали, в направлении которых движутся авангардные группы ученых-социологов.

На втором уровне располагается теоретическая со­циология, формулирующая гипотезы, выстраивающая аргументированные концепции, которые объясняют ме­таморфозы, совершающиеся с теми или иными реалия­ми в социальных контекстах цивилизационных систем. На этом уровне анализ ведется с использованием позна­вательных средств психологических, демографических, статистических и других научно-теоретических и научно-практических дисциплин. При этом объяснительные

•8»


модели строятся, как правило, в пределах ограничен­ных нормативных пространств и локальных смыслов, что позволяет им избегать явных внутренних противо­речий. Но замкнутость, искусственная самодостаточность выстраиваемых семантических сфер зачастую придает формулируемым объяснениям упрощенно-схематический характер.

Третий уровень — область эмпирической социологии, в наибольшей степени приближенной к практике непос­редственных социальных отношений, позволяющей со­циологу переместиться из тиши кабинетов и читальных залов в гущу человеческих масс и суету «живой жиз­ни». Здесь проводится практическая работа, ведутся раз­личные формы наблюдений, ставятся эксперименты, организуются опросы, анкетирования, позволяющие со­бирать конкретные социальные факты, которые затем обрабатываются, группируются, обобщаются, ложатся в основание теоретических предположений или же слу­жат подтверждению или опровержению уже имеющих­ся гипотез.

Все три уровня необходимы в равной степени, у каж­дого имеются свои конкретные задачи, и все они нужда­ются друг в друге, поскольку только все вместе, в каче­стве методологически неразрывного триумвирата, они способны добывать полноценную социологическую ин­формацию и осуществлять то приращение качествен­ных, добротных знаний, без которого наука не может существовать.




 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 534 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)