Н. С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразийского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890— 1938) — культуролог, языковед, социолог. Получил образование в Московском университете, где позднее, после его окончания, занимал должность приват-доцента. Преподавал в Ростове. После захвата власти большевиками и -вынужденной эмиграции стал профессором университетов Софии, Вены.
Его основные сочинения: «Европа и человечество» (1920); «Верхи и низы русской культуры (Этническая база русской культуры)» (1921); «Русская проблема» (1922); «Наследие Чингисхана. Взгляд не с Запада, а с Востока» (1925); «О туранском элементе в русской культуре» (1925); «К украинской проблеме» (1927); «Общеевразийский национализм» (1927); «Основы фонологии» (1938).
Для культурсоциологической концепции Трубецкого характерна направленность на поиск начал, которые позволяли бы народам не только сохранять свою национальную идентичность, но и позволяли бы интегрироваться в более обширные культурные сообщества. В особой степени его волновала судьба восточнославянских народов, рассредоточившихся на пространствах Евразии и вынужденных ассимилировать в своем сознании, мировоззрении, образе жизни множественность разнородных внешних социокультурных влияний.
По мнению Трубецкого, далеко не случайно именно в Евразии возник особый тип личности, который он, вслед за Л. П. Карсавиным, называл «симфонической личностью», т. е. культурным субъектом, умеющим приводить в гармоническое соответствие действия противоположных сил. Трубецкой был уверен, что этому типу, пока еще слабо представленному в настоящем, принадлежит будущее.
• 335 •
П. Н. Савицкий
Петр Николаевич Савицкий (1895—1968) — русский социолог, историк, культуролог, один из создателей концепции евразийства. Окончил Петербургский политехнический институт (1917). После октябрьского переворота эмигрировал в Европу. Преподавал в Праге на Русском юридическом факультете, затем в Берлине в Русском научном институте. С 1925 г. профессор и заведующий кафедрой экономики Русского аграрного института в Праге, затем профессор Карлова университета. В период фашистской оккупации был по распоряжению гестапо отстранен от преподавательской деятельности. В 1945 г. арестован советскими чекистами и отправлен на десятилетний срок в концлагерь. В 1956 г. после реабилитации уехал в Прагу.
Основные работы: «Миграция культуры» (1921); «Степь и оседлость» (1922); «О задачах кочевниковеде-ния» (1925); «Россия — особый географический мир» (1927); «Месторазвитие русской промышленности» (1932); «Разрушающие свою Родину» (1935) и др.
Савицкий развивал концепцию существования особого, соединяющего Европу и Азию материка — Евразии как самостоятельного географического мира. Россия, занимающая основную часть Евразии, рассматривалась им как самостоятельная цивилизация, обладающая своеобразными чертами, которых не было у цивилизаций Запада и Востока. Одна из определяющих причин неповторимости ее исторической судьбы, политико-правовой системы и духовно-нравственного облика состояла в особенностях того географического пространства, на просторах которого Россия раскинулась и которое играло роль системообразующего фактора. Масштабы евразийского мира требовали подходить к его изучению с методологических позиций геополитики, геоэкономики, геоэтнографии и т. д. Будущее России связано с ее огромной территорией, неисчислимыми природными ресурсами и географическими препятствиями, мешающими ей использовать океанские пути в мировой торговле. Оно связано с развитием государственно-частной экономики, сочетающей плановое государственное регулирование с частной инициативой и способной привести к появлению единого
и сравнительно автономного материкового сверххозяи-ства. Путь экономической автаркии представлялся неизбежным в условиях здравого реагирования субъектов политического управления на специфические особенности российской цивилизации. Россия, как самобытный социокультурный организм не в состоянии двинуться по пути, предписываемому стереотипами традиционного европейского политико-экономического рационализма. Ей ближе политическая метафизика динамичного равновесия материально-экономических и духовно-религиозных начал. Российская ментальность требует, чтобы право подчинялось религии, а государственность склоняла голову перед откровением. Концепция «подчиненного права» в большей мере отвечает русской духовной традиции.
Л. П. Карсавин
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) — русский мыслитель. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1913 г. защитил магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии в XII—XIII веках». В 1916 г. состоялась защита докторской диссертации «Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках, преимущественно в Италии». В 1918 г. стал профессором Петроградского университета. Принимал активное участие в работе Вольной философской ассоциации. В 1922 г. был выслан властями из России. В 1926-1928 гг. жил в Париже, где активно участвовал в научно-издательской деятельности «Евразийского семинара». С 1928 г. профессор кафедры всеобщей истории Каунасского университета. В 1949 г. был арестован и отправлен в концлагерь на север республики Коми, где и умер.
Его основные сочинения: «Католичество» (1918); «Восток, Запад и русская идея» (1922); «Джиордано Бруно» (1923); «Философия истории» (1923); «О началах (Опыт христианской метафизики)» (1925); «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях» (1926); «Церковь, личность и государство» (1927); «О личности» (1928) и др.
В контексте евразийской культурсоциологии важное место занимает концепт Карсавина, обозначенный им
• 337 •
словосочетанием «симфоническая личность». Так он называл отдельное, конкретное человеческое сообщество — семью, социальную группу, церковную общину, народ, нацию, государство, вселенскую церковь, человечество. Такое сообщество обладает характерными признаками, которые вбирают, интегрируют, фокусируют в себе множество черт, особенностей и функций тех индивидов, которые входят в него.
В «симфонической личности» множество отдельных «я» превратились в единое, соборное «мы», а общее «мы» представляет собой уникальное по свойствам, масштабное, корпоративное «сверх-я», органично контекстуали-зированное в онтологию сотворенного Богом мира. Отдельная, индивидуальная личность не только входит всеми своими определениями в формулу «симфонической личности», но и противостоит ей, обнаруживает способность вступать с ней в противоречивые отношения.
Существует иерархия «симфонических личностей», которая, если брать ее в целом, сливается во всеединую мировую личность, обладающую абсолютной полнотой бытия.
«Симфоническая личность» имеет как духовную, так и телесную структуры, которые развернуты в пространственно-временных координатах. Это хорошо видно на примере такой «симфонической личности», как церковь. Как самостоятельный субъект, она обладает единством стремлений и помыслов, владеющих ею. Входящие в ее состав индивиды в каждый конкретный исторический момент придают ее духовному облику своеобразие и неповторимость.
Н. Н. Алексеев
Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) — русский правовед, философ, социолог права. Родился в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета. Проходил стажировку в университетах Германии и Франции. Был учеником П. И. Новгородце-ва. Значительное влияние на формирование его мировоззрения и научно-теоретической позиции оказали идеи естественного права, принципы неокантианства и феноменологии. В 1911 г. защитил магистерскую диссерта-
•338
цию «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов». Встретил октябрьский переворот 1917 г. экстраординарным профессором кафедры философии права Московского университета. Гражданская война заставила его эмигрировать из России. В Европе он становится приверженцем идей «евразийства», одним из авторитетных лидеров этого интеллектуального направления. Занимает должности профессора Русского университета в Праге, затем Русских юридических курсов в Сорбонне. Последние годы жизни провел в Швейцарии.
Основные работы: «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» (1912); «Введение в изучение права» (1918); «Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки» (1919); «Общее учение о праве» (1919); «Основы философии права» (1924).
Алексеев рассматривал социальные отношения не как однообразный конгломерат связей, но как ряд отдельных взаимопроникающих и взаимообусловленных сфер, составляющих перекрещивающуюся систему межсубъектных взаимодействий. Общество выглядит у него состоящим из трех основных стихий отношений: 1) механическая стихия, то есть общественное целое в его подчиненности физическим законам и фактору вероятности; 2) витальная стихия — сфера действия общего жизненного порыва с его первоначальными эмоциями любви и ненависти, симпатии и антипатии. Здесь действуют те же зачаточные нравственные силы, что и среди животных, еще не обретшие самостоятельного значения; 3) духовная стихия — мир ценностей, святынь, идеалов, совершенствования личности и учреждений. Право относится к этой третьей сфере и выступает как необходимая ступень развития идеи духовности, как один из моментов духовного отношения к миру.
Существуют два исторически сложившихся пути изучения права. На первом из них люди изучают то, что считается правом, а на втором изучается уже право само по себе. Считая второй путь более предпочтительным, Алексеев полагал, что теоретическому сознанию необходима познавательная сосредоточенность на предмете в надежде
• 339 •
выявить в нем безусловные элементы и связи. Это стремление вывело ученого на позиции феноменологии.
Алексеев выдвинул ряд положений, которые в определенной степени предваряли концепцию будущей синергетики. Так, он полагал, что понятие хаоса несет в себе не только отрицательное содержание, что к нему вполне приложимо понятие ценности. Сам не будучи самодовлеющей ценностью, хаос, однако, является путем, через который необходимо пройти, чтобы выйти к ценностям высшего рода. Боязнь хаоса — это свидетельство духовной ограниченности и слепоты. В хаосе присутствует неопределенная полнота будущих возможностей, и в этом его ценность.
П. Б. СТРУВЕ:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ СВОБОДЫ
Петр Бернгардович Струве (1870-1944) — российский социолог, философ, правовед, экономист'. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, был преподавателем Петербургского политехнического института, читал курс политической экономии. Проходил стажировку у Л. Гумпловича в Граце (Австрия). В 1917 г. защитил докторскую диссертацию «Хозяйство и цена». Был депутатом Второй Государственной думы, членом ЦК партии кадетов, организатором Добровольческой армии, членом правительства П. Врангеля. В 1920 г. эмигрировал из России. Преподавал социологию в Белградском университете. Последние годы жизни провел в Париже.
Основные сочинения: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894); «Свобода и историческая необходимость» (1897); «Марксовс-кая теория социального развития» (1900); «К характеристике нашего философского развития» (1902); «Идеи и политика в современной России» (1907); «Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. Сборник статей за пять лет (1905-1910)» (1911); «Заметки о плюрализме» (1923); «Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии» (1935) и др.
Струве прошел сложный путь идейно-теоретических исканий от легального марксизма к идеализму, от пози-
'340
тивизма к естественно-правовой социальной теории. Один из центральных вопросов его исследований — это вопрос естественных прав и свобод личности. Активно участвуя в политических и философских дискуссиях своего времени, он на первое место ставил свободу убеждений, совести, слова и печати, придавал им абсолютный характер и считал, что никакая социальная сила, вплоть до государства, не вправе ущемлять их. В случае же каких-либо организованных посягательств на эти свободы произойдет трансформация права в неправо.
Особый интерес представляла для Струве проблема правового государства, которую он рассматривал не только как теоретическую, но и как практическую, имея в виду бурные политические преобразования, происходящий в российской действительности. Только в условиях правовой государственности свобода личности может иметь законные гарантии.
Три базовых принципа должны лежать в основе практической деятельности по строительству правового государства: 1) взаимосвязь прав и обязанностей личности;
2) равенство возможностей для всех граждан в хозяй ственно-экономической деятельности, предполагающее равные права получения образования, профессии и т. д.;
3) признание важности духовных, нравственных и рели гиозных, начал в государственном строительстве и функ ционировании властных структур.
Вслед за Гегелем Струве наделял государство признаками земного божества, обладающего космичностью, надвременностью, способного порождать у граждан особое «чувство государственности», основанное на глубинном бессознательном ощущении мощи этой надклассовой силы, являющей собой непререкаемую ценность.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 518 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|