АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Ж. БОССЮЭ: ТЕОЛОГИЯ МОНАРХИИ
Жак Боссюэ (1627-1704) — французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным проповедником, воспитателем французского дофина, епископом. Как идеолог Контрреформации, противник протестантизма, выпустил ряд сочинений, в том числе: «Изложение католической доктрины» (1671); «Рассуждения о всеобщей истории» (1681); «Политика, основанная на Священном Писании» (1709).
Боссюэ в своих работах опирался на идеи Аристотеля и Гоббса. Он утверждал обязательность жизни человека в государстве, поскольку вне государственности люди утрачивают представления о пределах и границах собственных желаний. А это ведет к анархии, которая является худшим из всех общественных зол. Государственная власть накладывает разумные ограничения на проявления человеческих страстей, обуздывает своеволие и поощряет разумные и добропорядочные связи между людьми.
Граждане, живя в государстве, отказываются от определенной доли своих свобод, от попыток демонстрации своих сил, предоставляя их в распоряжение правителя. Силы всех граждан соединяются под эгидой государя в одно общее целое и становятся мощным средством их защиты от различных опасностей.
В основе всех предписаний, которым подчиняется жизнь государства, лежат естественные законы разумности и справедливости. Над этими законами царит власть Бога, который правит вселенной и чье господство вечно и неизменно. По образцу божественной власти скроены и власть отеческая или патриархальная, и власть монарха, являющегося наместником Бога на земле. Из всех форм правления монархия — самая естественная. Она отличается от остальных рядом преимуществ, в том числе силой, прочностью, способностью устранять опасность междоусобной вражды. Наиболее предпочтительна наследственная монархия с правом первородства, где сама природа назначает очередного правителя и тем самым возводит препятствие для разгорания споров, раздоров и козней.
Среди всех свойств монархической власти наиболее важны четыре следующих: 1) сакральность; 2) отеческая
• 147 •
природа; 3) абсолютность; 4) подчиненность законам разума. Монарх не вправе злоупотреблять властью, данной ему Богом, и обязан пользоваться ею сдержанно и разумно. Его сила должна служить защите слабых. Она не вправе ни допускать произвола, ни пренебрегать ею же самой установленными законами. Монарх призван поддерживать законы, оберегающие свободу и собственность подданных. Если же он будет несправедлив и жесток, его настигнет наказание свыше.
ДЖ. ЛОКК:
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
Джонн Локк (1632-1704) — классик английской философской мысли. Он родился в пуританской семье. После окончания Оксфордского университета служил воспитателем и секретарем в семье графа Шефтсбери. Вместе с ним эмигрировал во Францию, а затем в Голландию. Там познакомился с философским учением Декарта. После провозглашения Вильгельма Оранского королем Англии возвратился на родину.
Основные труды Локка: «Опыт о человеческом разуме» (1690); «Два трактата о государственном правлении» (1690); «Мысли о воспитании» (1693); «Исследования мнений отца Мальбранша о видении всех вещей в Боге» (1694); «Разумность христианства» (1695); «О пользовании разумом» (1706).
Естественное и гражданское состояние общества
В сочинении «Два трактата о государственном правлении», состоящем из двух частей (трактатов), Локк выступил против традиционных взглядов на верховную власть, согласно которым Бог дает избранным властвовать над другими людьми и делает это право наследуемым и неотъемлемым. По его мнению, власть в государстве имеет не божественную, а земную, светскую сущность и является результатом общественного договора. Несоблюдение властителем принципов договора дает подданным право на сопротивление и борьбу за свои права.
• 148*
В первой части Локк ведет полемику с английским роялистом Р. Филмером, критикуя его сочинение «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа» (1630), выступая против принципов абсолютизма. Вторая часть охватывает широкий спектр философско-правовых и социально-политических проблем, касающихся естественного состояния, войны, собственности, гражданского общества, форм государственности, деспотической власти и др.
Для Локка историческое состояние, предшествующее возникновению государственности, — это состояние свободы и равенства, когда каждый распоряжался своей личностью и собственностью в границах законов природы, не допуская беспредельного своеволия и заботясь о сохранении себя и рода. Люди пребывали в естественном состоянии до тех пор, пока между ними не возникло общее согласие, позволяющее перейти к гражданскому состоянию с установленными законами, наличием властей и судебных учреждений, позволяющих разрешать возникающие конфликты.
Локк не проводил отчетливого разграничения между гражданским обществом и государством; они для него соединялись в единое целое как историческую антитезу естественного состояния. Для него естественное состояние, при всей его привлекательности, — низшая ступень человеческого общежития, не позволяющая в полной мере пользоваться преимуществами частного владения собственностью. Это обстоятельство делает необходимым и желательным переход к цивилизованной государственности как гаранту возможностей мирного и безопасного пользования своей собственностью. Властные функции государства предстают как продукт многосторонних конвенций, предполагающих относительное равновесие сил, готовность сторон к диалогам и компромиссам.
Государство предполагает наличие законодательной, исполнительной и федеративной власти, которые используют всю свою силу для сохранения общественного целого от разрушений. Но существуют и превратные формы государственной власти (например, тираническое правление), не отвечающие главным и истинным целям цивилизованного общежития граждан.
• 149 •
Договорные отношения являются оптимальной моделью социального взаимодействия: они способны уравновешивать как потребности сторон в свободе, так и взаимные обязанности субъектов, ограничивающие их свободу. Возникающая при этом возможность соблюдения естественных прав на жизнь, свободу и собственность составляет основу правопорядка. Важнейшее значение Локк придавал праву на собственность, утверждая, что она священна: генерал, который может приговорить солдата к смерти за неповиновение самым безрассудным приказам, не может, при всей своей абсолютной власти, присвоить хотя бы один фартинг из его имущества.
Важный атрибут гражданского состояния — равенство, которое для Локка выступало как равенство притязаний и возможностей, имеющихся в распоряжении граждан. Этот подход не отвергал естественных различий между людьми. Развивающаяся промышленность, сопутствующая ей конкуренция в производстве, торговле, финансах требовали признания в каждом конкуренте свободного, равноправного субъекта. Естественные различия способностей и талантов сочетались с равными условиями конкурентной борьбы.
Социализация личности
Согласно Локку, миром руководит высшая сила, вращающая небесные светила, зажигающая звезды и предписывающая, кому жить, а кому умирать. Это естественная необходимость, выступающая в виде всеобщих законов природы, через которые обнаруживает себя божественная воля. Люди, как частицы мироздания, пребывают во власти этих законов, и у них есть разум, предписывающий им жить в согласии с их требованиями.
Локк выступил против учения Декарта о «врожденных идеях», утверждая, что источником знаний является внешний опыт. Человек рождается без каких-либо идей, знаний и представлений о моральных принципах и правовых нормах. Мозг новорожденного — это «tabula rasa» (лат., чистая доска), которая на протяжении жизни заполняется приобретаемыми знаниями, идеями, представлениями о морально-правовых нормах. У человека нет врожденной предрасположенности к моральному,
• 150*
законопослушному поведению; способность соблюдать социальные нормы обретается им вместе с накоплением социального опыта.
Главная задача социализации состоит в том, чтобы научить индивида всегда поступать в соответствии с велениями разума. Руководствуясь накопленным опытом, действуя по собственному разумению, он обязан развивать свою способность совершать поступки, соответствующие моральным и правовым предписаниям. Эти идеи Локк развил в своей работе «Мысли о воспитании». В течение семи лет, начиная с 1684 г., он писал письма-размышления, письма-рекомендации, касающиеся проблем воспитания, Э. Клэрку и его жене. В 1693 г. эти размышления были изданы отдельной книгой, в которой исходный тезис имел антидекартовскую направленность и гласил, что люди с врожденными положительными моральными качествами — редкое явление, что большинство из них обладают лишь задатками добродетелей, нуждающимися в развитии. Воспитание, социализация — необходимое условие развития у личности тех качеств, которые необходимы обществу.
Логика процесса социализации должна подчиняться принципу рационализма, который предполагает, что человека необходимо с колыбели учить самодисциплине, т. е. умению при любых обстоятельствах следовать предписаниям разума. Путь к добродетельному и законопослушному поведению пролегает через способность побеждать сомнительные страсти и отказываться от многих желаний. Разум обязан строго контролировать тело и душу, которые должны, в свою очередь, обрести привычку подчиняться его дисциплинарным предписаниям.
Другой важный принцип социализации — это принцип просвещения, суть которого в том, чтобы ничего не скрывать от взрослеющего человека. Молодой джентльмен, входя в самостоятельную жизнь, не должен пребывать в неведении относительно того, что в ней существуют зло, пороки, преступления. Если его держать с завязанными глазами, то это приведет к тому, что он окажется подверженным опасности стать жертвой пороков, чужих или своих. Воспитатели обязаны постепенно приподымать завесу, за которой прячется зло, подстерегающее
• 151 •
каждого человека, и одновременно обучать способам противостояния всему темному и порочному. Подобно тому, как моряк должен знать о камнях и мелях у него на пути, молодой джентльмен обязан научиться распознавать людей и отличать среди них тех, кто является воплощением благоразумия, а кто — носителем зла. Но самым главным фактором в процессе социализации, его альфой и омегой является формирование в душе молодого человека истинного понятия о Боге как творце сущего, от которого люди получают все блага и который любит людей.
Идеи Локка, касающиеся естественных прав человека, договорной природы конституционализма, разделения властей и др., были подхвачены в последующие десятилетия как социальными мыслителями, так и практическими политиками. На них опирались создатели европейских конституций нового времени.
Б. МАНДЕВИЛЬ: ИДЕЯ ПОЛЕЗНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА
Бернард Мандевиль (1670-1733) — английский писатель, философ. Окончил Лейденский университет, был доктором медицины. Прославился как автор философско-сатирического сочинения «Басня о пчелах».
Взгляды Мандевиля на социальную жизнь в целом с ее государственностью и законами, человеческими недостатками и пороками привлекли внимание современников своей парадоксальностью. Он утверждал, что в богатых государствах с развитой промышленностью разнообразные прихоти и каприьы имущих способствуют развитию экономики, росту производства и что темные стороны социальной жизни и порочные свойства человеческой природы способны в конечном итоге приносить пользу обществу. Так, украденные из сундуков деньги пускаются в оборот, а сломанные грабителями замки дают работу ремесленникам и изобретателям новых запоров. Преступники своей опасной для общества деятельностью обеспечивают занятость полиции, судей и тюремщиков.
В целом пороки, правонарушения, преступления и вся система средств борьбы с ними создают состояние общей сбалансированности социального целого. Государство, разбогатевшее в результате преступлений своих
граждан и правительств, нуждается в надежных законах, эффективном правосудии, которые охраняли бы приобретенные богатства.
Согласно Мандевилю, преступления возникают прежде всего там, где имеются возможности для их совершения, будь то плохо запертые дома, слишком мягкое законодательство или продажные судьи. В этих условиях преступники надеются избежать наказаний и легко идут на нарушение законов. Чтобы этого не было, в государстве должен господствовать принцип неотвратимости наказания, способный привести к уменьшению числа преступлений и казней. «Там, где законы просты и суровы, всякие послабления при их выполнении, мягкость присяжных и частые помилования в основном представляют собой гораздо большую жестокость по отношению к густонаселенному государству или королевству, чем применение дыбы и самых изощренных пыток». Управление с помощью законов должно быть таким, чтобы содержать народ в страхе не перед насилием, а перед силой справедливого правосудия.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 590 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|