АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ДЖ. МОРЕНО: ПСИХОДРАМА КАК ТОЖДЕСТВО ЖИЗНИ И ТЕАТРА

Прочитайте:
  1. E. приводит к гибели плода во внутриутробный период жизни
  2. I. Стадия элементарного поддержания жизни
  3. II. Стадия дальнейшего поддержания жизни
  4. III. Анамнез жизни
  5. III. Стадия длительного поддержания жизни
  6. III. Стадия длительного поддержания жизни
  7. IV. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ
  8. IV. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
  9. IV. История жизни
  10. IV. История жизни (anamnesis vitae)

 

Джекоб Морено (1892-1974) — американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем '• медицину в Венском университете. Служил военным' врачом во время первой мировой войны. В 1921 г. со-«здал «Театр спонтанности» с психотерапевтическими ориентациями. Издавал журналы «Даймон», «Социо­метрия», «Журнал межличностных отношений», «Груп­повая психотерапия, психодрама и социометрия». Вы­ступил инициатором создания Международной ассоциа­ции по групповой психотерапии и Социологического института при Сорбонне под руководством Ж. Гурви-ча. Его книга «Психодрама» (1946) получила мировую известность.

Морено — создатель концепции психодрамы как ме­тода групповой психотерапии. Суть метода состоит в том, что пациенты, объединенные в группу, разыгры­вают своеобразный самодеятельный спектакль, где роль каждого позволяет всем вместе смоделировать некую жизненно важную ситуацию.

Психодрама, сочетающая в себе педагогические, те­атрально-художественные и терапевтические элементы, предполагает три фазы: 1) разминка, позволяющая уча­стникам избавиться от излишнего напряжения, адап­тироваться к решению предстоящих задач; 2) действие, т. е. сам спектакль; 3) обсуждение, позволяющее участ­никам и руководителю проанализировать происшедшее и сделать определенные выводы.

Участниками психодрамы являются: 1) ведущий (психотерапевт); 2) протагонист (исполнитель главной роли, изображающий свою жизненную ситуацию; на его личность направлены сценарий и действие); 3) парт­неры (пациенты, играющие вспомогательные роли); 4)аудитория.

Цель спектакля-психодрамы — помочь ведущему (психоаналитику) установить верный диагноз относитель­но протагониста и, по возможности, получить важные сведения при наблюдении за поведением других участ­ников психодрамы, способствовать коррекции их состоя­ния и поведения и в конечном счете излечению.


256'


Метод ролевых игр предполагает моделирование ро­левых конфликтов, в ходе возникновения, обострения и разрешения которых происходит расширение созна­ния, восстановление его целостности и катарсис как внутреннее освобождение от тяготивших человека пе­реживаний.

Р. МЕРТОН: ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНОЙ АНОМИИ

Роберт Кинг Мертон (р. 1910) — американский со­циолог. Получил образование в Гарвардском универси­тете. На протяжении почти тридцати лет был профессо­ром Колумбийского университета. Избирался президен­том Американской социологической ассоциации.

Его основные труды: «Наука, технология и обще­ство в Англии семнадцатого века» (1938); «Массовое убеждение» (1946); «Социальная теория и социальная структура» (1949); «На плечах гигантов» (1965); «О тео­ретической социологии» (1967); «Социальная теория и функциональный анализ» (1969); «Социология науки» (1973); «Социальная амбивалентность и другие очер­ки» (1976) и др.

Детерминация анормативного поведения

Мертон внес значительный вклад в разработку тео­рии дезорганизационных процессов в социальных систе­мах. Он предпринял попытку использовать категорию аномии применительно к процессам, происходящим в сознании субъектов, чье социальное поведение отклоня­ется от норм морали и права.

Мертон отталкивается от распространенного предпо­ложения, будто стремление к неподчинению, нарушени­ям социальных норм коренится в самой человеческой природе. Ему оно представляется несостоятельным в силу того, что существует множество условий внебио-логического характера, которые провоцируют человека на асоциальные действия. Определенные состояния со­циальных структур порождают обстоятельства, при кото­рых имморальное и противоправное поведение оказыва­ется закономерной и по-своему «нормальной» реакцией

• 257 •


 


на возникшую ситуацию. Существуют социальные струк­туры, оказывающие специфическое давление на психи­ку и морально-правовое сознание индивидов и порождаю­щие парадоксальные результаты, противоположные су­ществующим ожиданиям, когда, например, личность, вместо подчинения социальным императивам, демонст­рирует неповиновение.

Соотношение целей и способов их достижения

Рассматривая психологический парадокс «возмущаю­щего поведения», Мертон предлагает выделять в социо­культурных структурах, воздействующих на индивиду­альную психику, две сферы элементов:

1) сфера устремлений, интересов, намерений, целей,
определяемых данной культурой; их воздействия не но­
сят определяющего характера по отношению к первич­
ным влечениям;

2) социокультурные структуры, которые определя­
ют, регулируют и контролируют приемлемые способы
реализации индивидуальных устремлений, легальные
средства достижения поставленных целей.

Внутри каждой социальной группы существуют ти­повые алгоритмы сочетаний шкалы желаемых целей со шкалой допустимых средств. Члены группы обязаны осу­ществлять подобную корреляцию в рамках своего мо­рально-правового сознания для себя лично. Эти типовые модели корреляции имеют нормативный характер, но образными в пределах данной социальной общности, мо­гут не совпадать с универсальными морально-правовы­ми императивами, выходить за пределы дозволенного. Поэтому индивид должен осуществлять выбор подходя­щих средств для достижения своих целей, либо счита­ясь с существующими нормативными ограничениями, либо пренебрегая ими. Отношение между целями и сред­ствами их достижения — переменная величина, суще­ствующая в нескольких вариантах.

1. Аксиологически непропорциональное соотношение, когда цели занимают в индивидуальном или групповом сознании исключительное место, а проблема средств вме-


сте с вопросами их институциального одобрения выхо­дит за пределы интересов субъектов, которые руковод­ствуются исключительно прагматическими, чисто тех­ническими соображениями и фактически встают на по­зиции имморализма и вседозволенности.

2. Служебная деятельность, предназначавшаяся по­
началу выполнять роль средства для достижения опре­
деленных целей, сама превращается в доминирующую
самоцель. В индивидуальном и групповом сознании со­
вершаются деформации, в результате которых приори­
тетными направлениями деятельности становятся забо­
та о стабильности системы отношений, сопротивление
переменам, ограничение альтернативных способов пове­
дения, неприятие новаций (неофобия), служебно-бюро-
кратический психоз и т. п.

3. Равновесно-пропорциональные отношения между
целями и средствами, позволяющие индивидам и груп­
пам обеспечивать социальную интеграцию, достигать ста­
бильности и одновременно успешно обновлять свою сис­
тему. Индивиды при этом испытывают удовлетворен­
ность от сознания того, что для достижения своих целей
пользуются социально одобряемыми, легальными, мо­
ральными средствами.

Аномия как нормативно-ценностный разрыв между целями и средствами в сознании личности

В наибольшей степени Мертона интересовала первая модель соотношения средств и целей, разрыв между ними в индивидуальном и групповом сознании. Он назвал ано­мией внутренний конфликт между системой легальных средств по достижению одобряемых обществом, законных целей, с одной стороны, и побуждениями к поиску неза­конных способов удовлетворения социокультурных потреб­ностей, с другой. В условиях аномии нормативные устои выглядят ослабленными на фоне преувеличенного значе­ния, придаваемого целям и связанному с их достижением успеху. Господствующие в обществе символы успеха, преу­величенные представления о его значимости заставляют индивидов идти на аморальные, противоправные, пре­ступные действия ради его достижения и рассматривать запрещенные средства (обман, коррупцию и т. п.) как

• 259 •


вполне допустимые. Таким образом, социальные воздей-t ствия обнаруживают себя как факторы, деформирующие > индивидуальное морально-правовое сознание, разрушаю­щие его нормативно-ценностные структуры.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 628 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)