АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ

Прочитайте:
  1. Интуиция
  2. Интуиция
  3. Интуиция
  4. Интуиция
  5. Мечты и сновидения. Изобилие. Интуиция.
  6. Мечты и сновидения. Изобилие. Интуиция.
  7. Мечты и сновидения. Изобилие. Интуиция.
  8. Мечты и сновидения. Изобилие. Интуиция.
  9. Мечты и сновидения. Изобилие. Интуиция.

Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что по­знавательные возможности разума отнюдь не безгранич­ны. В те моменты, когда это обстоятельство осознава­лось с наибольшей отчетливостью и остротой, рожда­лись грустные сентенции, вроде известного сократовского признания: «Я знаю, что я ничего не знаю». Возникали болезненные состояния человеческого духа, пронизан­ные чувствами бессилия и подавленности и получившие благодаря Декарту название интеллектуальной печали.

Вывести дух из подобного состояния помогает такая познавательная способность как интеллектуальная интуи­ция. Там, где социологический разум бессилен перед не­постижимостью тайн социального бытия, интеллектуаль­ная интуиция, активно использующая скрытые резервы подсознания и сверхсознания, позволяет продолжать по­гружение человеческого духа в глубины этих тайн.

• 15


 


Для интеллектуальной интуиции все сущее, каждый фрагмент социальной реальности живет и движется не только в пределах наблюдаемых физических измерений. Она позволяет предполагать, что у всякого социального феномена имеется, кроме очевидной, еще и другая, не­наблюдаемая, тайная жизнь.

В отличие от разума, нередко идущего на сознатель­ный разрыв с мифологией, мистикой, религией, интел­лектуальная интуиция никогда не теряет с ними связи и готова выступать в роли их преемницы. Если язык разу­ма денотативен, т. е. стремится обнажать скрытые смыс­лы, то язык интуиции коннотативен, т. е. предполагает присутствие смысловых подтекстов, которые до конца словесно невыразимы.

Социологическая интуиция, как одна из модифика­ций интеллектуальной интуиции, предполагает непос­редственное, внерациональное проникновение в средото­чие разномасштабных социальных реалий. Ее познава­тельный потенциал особенно важен на первых стадиях исследования, когда идет процесс формулировки гипотез и очерчиваются примерные контуры исследуемых пред­метов. Она незаменима там, где необходимо мысленно соотнести предмет анализа с объектом, а объект — с со­циальным целым, с задаваемыми этим целым норматив­ными, ценностными и смысловыми координатами.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Теоретическое воображение представляет собой спо­собность творческого сознания к достраиванию недостаю­щих связей между исследуемыми реалиями, а также между ними и авторским «я». Творческое воображение способно дорисовывать до необходимой полноты карти­ну исследуемого предмета, окрашивать интересующую исследователя реальность в те тона, каких она, сама по себе, не имеет. Когда для построения социологической модели отдельного социального факта, явления, процес­са не хватает уже существующих, готовых к использо­ванию и ранее использовавшихся другими исследовате­лями объяснительных компонентов смыслового, ценно­стного, нормативного характера, то социолог вправе


прибегнуть к компонентам воображаемым. В итоге в определенное место воздвигаемой концептуальной кон­струкции, будь то базовое причинное основание или вен­чающие все сооружение смысловые своды метасоциоло-гических выводов, вместо реальных содержательных бло­ков вписываются блоки виртуальные, измышленные автором или заимствованные им из других культурных контекстов. Привнесение их туда, где никто ранее в таком функциональном преломлении их не использо­вал, может считаться прямой заслугой творческого во­ображения исследователя.

Достаточно распространенной является точка зрения, будто бы в науке, в отличие от искусства, воображение не играет существенной роли и потому в нем нет особой надобности. Не делается исключения и для социологии как одной из рядовых социогуманитарных дисциплин. Так, например, французский исследователь Ж. Карбо-нье писал, что социолог, в отличие от писателя, не дол­жен пропускать изучаемый объект сквозь призму своего воображения. Но американский социолог Ч. Р. Миллс утверждал противоположное в своей работе «Социологи­ческое воображение». Согласно его позиции, исследова­тель социальных проблем не должен сдерживать свое социологическое воображение. Напротив, он обязан как можно активнее привлекать его ресурсы к творческому освоению исследуемых проблем.

Воображение выполняет важную функцию в модели­ровании социальных коллизий, при выстраивании мыс­ленных экспериментов. Без сомнения, оно сыграло оп­ределяющую роль для М. Вебера, когда тот создавал кон­цепцию идеального типа. Ведь идеальный тип вбирает в себя то, что разрознено, разбросано по частям в социаль­ном мире, и в качестве целостности он появляется имен­но как плод теоретического воображения ученого.

Социологическое воображение имеет еще более важ­ное значение там, где социология обнаруживает ограни­ченность своих познавательных средств. Когда социоло­гические построения наталкиваются на непреодолимые методологические препятствия в виде ограниченных воз­можностей принципа социального детерминизма, ког­да каузальный вектор намерен устремиться за пределы


социальной реальности, но при этом обнаруживается не­хватка исходного материала и несовершенство социоло­гического инструментария, на помощь приходит твор­ческое воображение.

В подобных ситуациях социологии не следует сторо­ниться метафизики, помня об их общих культурно-исто­рических корнях. Если в пределах сугубо социологиче­ских, преимущественно рассудочных построений вооб­ражение играет в основном вспомогательную роль, то при выходе на метафизический уровень его роль стано­вится ведущей, что предопределено различными свой­ствами социологических и метафизических средств по­знания. Так, если социологию интересует прежде всего мир реального, то метафизике интересен еще и мир воз­можного (равно как и невозможного).

Социология исследует социальные реалии, будучи прочно привязана к ним, крепко стоя на почве фактов и имея весьма скромные возможности для полетов теоре­тического воображения. Метафизическое же воображе­ние, как правило, не рефлексивно и далеко не всегда связано с результатами непосредственного созерцания. Имея свои цели и прокладывая свои пути к ним, оно, в силу своей природы, более свободно и раскованно в по­летах и играх творческой фантазии.

Метафизика готова делиться с социологией резуль­татами собственных изысканий, вносить свою специфи­ческую лепту в концептуальные блоки будущих теоре­тических построений социологической теории.

Если социология с ее пристрастием к социальным фактам чем-то напоминает живопись импрессионистов-пуантилистов, поскольку ей присущ интерес к «точеч­ным» фактам и сиюминутным состояниям социальной среды, то метафизика — это нечто вроде живописи пост­импрессионизма, ибо она стремится разглядеть за соци­альными реалиями их сверхфизические сущности и обо­значить их концептуальные контуры при помощи соб­ственных изобразительных средств.

Когда позитивистски ориентированные социологи об­виняют кого-либо из мыслителей прошлого, например, ученых немецкой школы, в метафизической умозритель­ности их теоретических построений, то они, по сути,


обрушиваются на методологию метафизического вообра­жения. Их не устраивает то, что мыслитель имел сме­лость поместить исследуемую реалию в контекст, гораз­до более широкий, чем социальность, что он решился вообразить некие дополнительные каузальные зависи­мости сверхсоциального, универсального характера. Меж­ду тем, умение соединить, синтезировать творческие по­тенциалы социологии и метафизики является одним из высших проявлений способности к социологическому воображению. Образцы такого умения содержатся в твор­честве таких писателей-мыслителей, как Бальзак, Каф­ка, Оруэлл и др., умевших искусно соотносить интере­сующие их социальные факты с метафизическими уни­версалиями. Интерес к общезначимому позволял им в ходе социально-художественного анализа воссоздавать не столько характеры, сколько типы. При этом в каждом из таких типов, как правило, отчетливо просматривается и социальное, и метафизическое содержание. Взаимно до­полняя друг друга, эти компоненты создают эффект нео­бычайной глубины постижения сущности отношений человека с социальным миром.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 503 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)