АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Познавательные возможности воображения
Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса:
1) из каких элементов и структур состоит современ ное общество;
2) каково место данного социума в мировой истории;
3) какие типы мужчин и женщин преобладают в дан ном обществе в данный исторический Момент.
В поисках ответов на них ведущую роль должно играть социологическое воображение. Выступая одновре-
268'
менно в качестве типового познавательного метода и индивидуальной творческой способности, социологическое воображение несет на себе печати и общего, и особенного характера. У каждого исследователя имеются свои, сугубо характерные, специфические черты его имагина-тивной способности. Данное обстоятельство позволяет Миллсу утверждать, что каждый исследователь выступает для себя своим собственным методологом. Эту же мысль он затем поворачивает несколько иначе, говоря о том, будто бы не существует метода вообще, а есть всегда лишь конкретный метод, применимый только к конкретному объекту. Чтобы отыскать такой метод, социолог не должен сдерживать свое профессиональное воображение. Согласно Миллсу, наилучшими социологами являются те, кто наделен наиболее ярким и сильным воображением. А поскольку такое воображение чаще всего обнаруживается у лиц с явно выраженными художе- ственными способностями, то в число наиболее крупных социологов должны быть включены писатели, предрас- положенные к тонкой, рафинированной аналитической деятельности, сопровождающейся глубокими рассуждениями и широкими обобщениями.
Для самого Миллса, обладавшего ярким талантом писателя-публициста, социологическое воображение было неиссякаемым источником продуктивных идей и творческих находок. Оно позволяло ему переключать внимание с одной перспективы на другую, комбинировать идеи, составлять мыслительные рисунки, сочинять интеллектуальные фигуры. Социологическое воображение успешно развивается при составлении различных типологий и классификаций, при поисках общих черт, сходных свойств, новых типов, критериев и т. п. В результате занятий такого рода социолог не только отыскивает новые связи и скрытые от большинства смысловые структуры, но и как профессионал начинает мыслить точнее и четче. Миллс рекомендовал социологам для развития творческого воображения думать о противоположностях, стараться отыскивать их и даже придумывать. Если теоретик размышляет о природе социального развития, то ему при этом весьма полезно поразмыслить и о сущности социальной стагнации. В результате его мысль полнее
• 269 •
охватит проблему и ее материал, поскольку между полюсами противоположностей всегда сосредоточено много важных для понимания сути вопроса явлений и фактов, из которых всегда можно выбрать нужное для более полного освещения предмета исследования. Социологическое воображение развивается и при намеренных сменах углов зрения на исследуемую проблему и весь интересующий социолога объект.
Миллс не стесняется давать прямые рецепты по развитию социологического воображения. Вот некоторые из них: а) энергичнее «рыться» в исторических подробностях проблемы и активнее пользоваться трансисторическими конструкциями; б) шире практиковать построение разнообразных теоретических моделей; в) углубляться в детали, связи и взаимозависимости, соотнося их с социально-исторической реальностью; г) связывать личные заботы с общественными проблемами, индивидуальные биографии с социальной историей; д) помнить о главной задаче социолога — сравнивать нынешние социальные структуры с социальными структурами, когда-либо существовавшими в мировой истории; е) практиковать предельно широкий взгляд на социально-исторические проблемы; ж) использовать все имеющиеся в наличии знания как ключ к изучению человеческой природы.
Когда Миллс пишет о том, как полезно исследователю формулировать свои размышления в виде диалогов, сталкивающих противоположные теоретические позиции, то невозможно не вспомнить Платона, работавшего именно в этом жанре. Конечно, для античного мыслителя это не был только лишь художественный прием: диалоги позволяли ему группировать, типологизировать, систематизировать и разводить в разные стороны многообразные точки зрения, позиции, подходы. В итоге на месте пестрого хаоса взглядов появлялась отчетливая бинарная оппозиция, типовая социальная антитеза с характерной для каждой из сторон системой аргументов.
Для Миллса социологическое воображение — чрезвычайно емкая категория, вмещающая в себя практически все аспекты творческой работы исследователя. Оно помогает ученому соединить тему с замыслом, предмет анализа с ключевой, центральной идеей поисковой про-
270'
граммы. Это важно, поскольку нередко встречаются доклады, статьи и даже книги, лишенные идеи и просто излагающие все то, что авторам известно о предмете. Социологическое воображение — это и умение просто и ясно излагать свои мысли. Если в социологическом тексте не присутствуют интонации живой человеческой речи, свидетельствующие о том, что у автора есть воображение, это плохой текст. Социальные науки не должны имитировать стиль математических и естественных наук.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 469 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|