АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Прочитайте:
  1. E. приводит к гибели плода во внутриутробный период жизни
  2. I. Стадия элементарного поддержания жизни
  3. II. Стадия дальнейшего поддержания жизни
  4. III. Анамнез жизни
  5. III. Стадия длительного поддержания жизни
  6. III. Стадия длительного поддержания жизни
  7. IV. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ
  8. IV. История жизни
  9. IV. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
  10. IV. История жизни (anamnesis vitae)

Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) — французский философ-просветитель. Родился в семье придворного вра­ча, получил образование в иезуитском колледже. Слу­жил генеральным откупщиком. Основные сочинения: «Об уме» (1758); «О человеке, его умственных способно­стях и его воспитании» (1769).

Гельвеции обращался при рассмотрении социальных вопросов к проблеме оптимального общественного устрой­ства и идеального законодательства. Отталкиваясь от ге­донистического принципа, характерного для современной ему культуры рококо, он видел главную задачу государ­ственных мужей в том, чтобы те создавали законы, совме­стимые с идеей общего блага и обеспечивающие людям максимум счастья и удовольствий. Вторая задача заклю­чалась в отыскании средств, которые позволили бы выве­сти народ из нищеты и создать все необходимое для обре­тения счастья, которым люди могли бы наслаждаться.

Обе задачи предполагали, во-первых, участие гени­альных умов в их решении, а во-вторых, знание нравов и предрассудков народных масс. Наилучшим образом этому могли бы способствовать инициативы просвещен­ного монарха вместе с конституционным правительством.

Ценя традиционные формы государственной власти, Гельвеции, однако, считал идеальной ту форму, кото­рую он называл «правлением всей нации». В его пред­ставлении это равномерная распределенность верховной

• 157 •


власти между всеми сословиями граждан. Такая власть «подобна душе государства, которая, будучи разлита равным образом во всех его членах, животворит его, делает его крепким и здоровым». Здесь свободные и сча­стливые граждане будут охотно повиноваться законода­тельству, которое сами для себя установят. Возникнет равновесие физических, духовных, политических сил, над которым будут царить справедливость и закон.

Тон благодушного утопизма, преобладающий в сочи­нениях Гельвеция, способствовал распространению ил­люзий о безболезненности революционных перемен в жизни общества и государства.

П. ГОЛЬБАХ: ИДЕАЛ «ЭТОКРАТИИ»

Поль Гольбах (1723-1789) — французский философ-просветитель. Принадлежал к аристократическому роду немецких баронов. Окончил университет'в Лейдене (Гол­ландия). Участвовал в издании «Энциклопедии». Прини­мал в своем салоне выдающихся мыслителей современно­сти. Основные сочинения: «Разоблаченное христианство» (1761); «Карманное богословие» (1768); «Система приро­ды, или о Законах мира физического и мира духовного» (1770); «Здравый смысл» (1772); «Естественная полити­ка, или Беседы об истинных принципах управления» (1774).

Согласно учению Гольбаха, жизнь людей подчиня­ется естественным и гражданским законам. Первые, будучи вечными и неизменными, господствуют во всем мироздании. Вторые изменчивы и могут заменяться но­выми в зависимости от требований обстоятельств обще­ственно-исторической жизни. Гольбах определяет их как правила поведения, которые общество предписыва­ет своим членам для сохранения жизни и обеспечения счастья всех граждан.

Среди гражданских законов главенствуют законы, име­нуемые основными. Их предназначение состоит в точном определении прав правителя и подданных в отношениях господства и подчинения. Они выступают гарантами су­ществования свободы и справедливости в государстве.

• 158»


Наилучшей формой управления государством явля­ется та, в которой уравновешены властные функции мо­нарха, аристократов и народа. При ней народ изъявляет свою политическую волю через собственных представи­телей в правительстве, которые защищают его интересы перед лицом государственной власти. Эта форма правле­ния позволяет утверждаться законам, отвечающим кри­териям справедливости и гуманности.

Центральным морально-правовым понятием для Голь­баха является справедливость, под которой он понимал, во-первых, те действия, которые разрешены человеку естественными законами, а во-вторых, право каждого предпринимать ради своего счастья все то, что не вредит счастью его сограждан. Аналогичным, естественно-гедо­нистическим образом он определяет и свободу, видя в ней способность индивида совершать для своего счастья все то, что дозволено общественными законами.

В работе «Этократия, или Управление на основе мора­ли» (1776) Гольбах использовал понятие «этократия», обо­значающее власть морально-этических начал в деятельно­сти государства. Он считал, что реальная возможность господства этических принципов в общественно-полити­ческой, законодательной, исполнительной и судебной сфе­рах существует только в условиях демократического пра­вительства с сильным, авторитетным и влиятельным на­родным представительством. Избранники народа способны выработать и принять законы, которые обеспечат гражда­нам свободу и безопасность их жизни и собственности.

Гольбах достаточно подробно прорабатывает проблему структуры власти в условиях этократии. По его мнению, законодательной властью должно обладать национальное собрание. Избирательными правами следует наделить лишь тех, кто обладает собственностью. Все избранники народа должны в своей деятельности руководствоваться этичес­кими принципами, разработанными национальным собра­нием. Те из них, кто будет нарушать данные принципы, а значит изменять интересам народа, общества и государ­ства, могут быть в любой момент отозваны избирателя­ми. Важнейшей обязанностью государства является нрав­ственное и патриотическое воспитание. В свете его за­дач создаются специальные государственные структуры,


осуществляющие контроль за всеми учебными заведения­ми и за программами обучения молодежи на предмет их соответствия главной воспитательной задаче. Гольбах предлагает разработать общий для всех граждан мораль- i ный кодекс, нормы и принципы которого являлись бы обязательными для внутригосударственного и междуна­родного общения.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 516 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)