АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Формула интеллектуальной аномии (беззакония)

Прочитайте:
  1. Антигенная структура бактерий. Групповые, видовые, типовые антигены. Перекрёстнореагируюшие антигены. Антигенная формула.
  2. Количество лейкоцитов и лейкоцитарная формула
  3. Лейкоцитарная формула
  4. Лейкоцитарная формула
  5. Лейкоцитарная формула
  6. Лейкоцитарная формула
  7. Лейкоцитарная формула
  8. Лейкоцитарная формула
  9. Лейкоцитарная формула
  10. Лейкоцитарная формула

Учителя мудрости, странствовавшие по городам Эл­лады, бравшиеся за обучение всех желающих любым наукам, в том числе математике, грамматике, поэтике, риторике, сумели придать философским знаниям доста­точно приземленный, прагматически ориентированный характер. Два обстоятельства обращают на себя внима­ние в выступлениях софистов. Первое — это дух диони-сийного буйства, проявлявшийся в том, что высказыва­ния софистов осуществляли на глазах публики неверо­ятные разрушения. В обычные слова как будто вселялся некий демон, сокрушавший древние традиции, привыч­ные нормы, устоявшиеся смыслы, общепризнанные за­коны и авторитеты.

Сокрушив все нормативные, ценностные и смысло­вые структуры, софист мог тут же, в присутствии потря­сенных и растерянных слушателей выстроить новую смысловую структуру любой конфигурации. Это интел­лектуальное дионисийство воспринималось большин­ством публики вполне благосклонно и даже с восторгом, поскольку отвечало глубинной сути греческого духа, ко-


торому Дионис, бог буйства и разрушений, был столь же близок, как и Аполлон, бог порядка и гармонии.

Софисты умели облекать интеллектуальное дионисий-ство в изящные формы изысканной риторики. В отличие от строгого дорического духа натурфилософии, пренебре­гавшей каким бы то ни было украшательством, софисти­ка явилась своеобразным воплощением ионийского сти­ля, ценящего красоту и изящество внешней формы. Тре­бования риторического искусства, вторгшиеся в философию благодаря софистам, были, по сути, не чем иным, как трансформацией ионийского начала, ценящего не столько смысл философствования, сколько его форму.

Еще один фактор, способствовавший привлечению общего внимания к софистам, связан с характером соци­ально-правовой системы и, в частности, с тем обстоя­тельством, что судебные процессы в греческих полисах не предполагали присутствия официальных защитни­ков и обвинителей. Истцы и ответчики должны были сами отстаивать свои права и доказывать собственную правоту в открытых дебатах перед судьями. На суде возникала атмосфера словесного агона, где каждая из сторон страстно желала победы и стремилась использо­вать все приемлемые обстановкой суда языковые, логи­ческие и риторические ресурсы. Платон свидетельство­вал о том, что «в судах решительно никому нет никако­го дела до истины, важна только убедительность». Все это порождало повышенный интерес к ремеслу софис­тов, у которых можно было научиться искусству словес­ных поединков, мастерству дерзких нападок и хитроум­ных защит.

Уроки софистов, которые умели с виртуозностью фо­кусников доказать, что черное — это белое, добро — это зло, мир — это война и т. д., были далеки от соответ­ствия общепринятым нравственным критериям. Они про­изводили двойственное впечатление, суть которого хо­рошо передавала одна из басен Эзопа. В ней говорилось о козлоногом сатире, который увидел, как крестьянин холодным зимним днем согревал дыханием свои озяб­шие руки. Затем сатир оказался у крестьянина в гостях и там ему представилась сходная по виду, но противопо­ложная по смыслу сцена: хозяин дул на горячую пищу,


чтобы остудить ее. Вывод сатира оказался не лишенным глубокомыслия: «Я не могу быть другом того, кто дыха-. нием и греет, и охлаждает; это доказательство двуличия | и лживости человеческой натуры». Софисты, которые ] при помощи одних и тех же слов строили и разрушали, ] отыскивали истину и прятали ее, превозносили благо и I справедливость и растаптывали их, демонстрировали не J наивное, естественно-бессознательное двуличие, а наме- | ренное коварство человеческого рассудка, опасное для S устоев цивилизованности и культуры.

Амбивалентность софистики имела несколько раз­личных проявлений, но самое разительное из них — это сочетание творческого духа с духом разрушения. Энер­гичная, сильная мысль Протагора, Горгия, Гиппия, Про-дика, вооруженная мастерством логической аргумента­ции, обладала огромным созидательным потенциалом. В отрывках тех сочинений, которые дошли до нас, в сохранившихся цитатах очевидно присутствие интеллек­туального блеска. И если бы целевые причины их дея­тельности были непосредственно причастны к идеалам общественного блага и справедливости, имена этих мыс­лителей вполне могли бы стоять в одном ряду с именами Сократа, Платона и Аристотеля. Но целевая детермина­ция здесь была иного рода: софистов не интересовали возвышенные общественные идеалы, их манили богат­ство, популярность, выгода.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 514 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)