РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
усское необарокко, сочетающее идеи либерализма, гражданского общества, правового государства с принципами духовности, подчиненной высшим религиозным абсолютам, несло в себе возможность спасения российской цивилизации от революционной катастрофы. Но безудержная экспансия се-кулярности обернулась историческим парадоксом — уничтожением не только религиозных основ духовности, нравственности, законопослушания, но и почвы для развития начал свободы, гражданского общества и правового государства.
Серебряный век, давший миру мыслителей и художников первой величины, неоднократно пытался в лице многих из них осознать свою истинную культурно-историческую природу. Так, среди попыток его культурологического самоопределения наиболее заметной стала трактовка его как Ренессанса. Кризисные явления общественной жизни второй половины XIX в., резкое увеличение массы морально-правовых противоречий, их качественное усложнение и усугубление поставили перед культурным сознанием — нравственным, художественным, философским, правовым — задачу самоопределения в контексте радикально изменяющейся социальной реальности. Это существенно интенсифицировало развитие социально-философской мысли, привело к появлению крупных мыслителей и выдающихся трудов по социальной философии. Многие социальные противоречия, пребы-
•330*
вавшие дотоле в свернутом виде и напоминавшие «вещи-в-себе», стали объектом разносторонних аналитических исследований при помощи различных гуманитарных средств.
Глубинное неблагополучие общей социальной ситуации заставляло российскую научную и художественную интеллигенцию упорно искать ответы на «проклятые вопросы» бытия.
Эта эпоха соединила и переплела в себе две социально-исторические тенденции — кризисную и возрожденческую. После реформ 1861 г. Россия переживала, по существу, свой первый настоящий культурный ренессанс. Но природа ренессанса, как известно, всегда двойственна: генезис новых духовных, социальных форм непременно сопровождается распадом и гибелью устаревших. Ситуация осложнялась еще и тем, что ренессанс пришел в Россию сравнительно поздно. В это время в Европе уже полным ходом шли процессы, связанные с развитием новой технотронной цивилизации. Россия, не успевшая последовательно пережить все естественные фазы своего духовного возрождения, оказалась втянута в общеевропейский социально-политический кризис, обернувшийся катаклизмом Первой мировой войны и дальнейшими, еще более страшными потрясениями. Ренессанс-ные начала культуры оказались обречены на то, чтобы быть снятыми и уничтоженными серией жестоких политических ураганов.
Попытка взглянуть на эпоху рубежа веков как на период русского ренессанса опиралась на два основных аргумента. Первый заключался в констатации присущего русской культуре этого периода яркого и сильного всплеска духовной активности, превратившей данное время в эпоху, необыкновенную по своей творческой отдаче. Второй аргумент констатировал наличие духа антропоцентризма и антроподицеи в творчестве крупнейших деятелей культуры, энергично защищавших естественные права, свободы и достоинство человека.
Российская модификация антропоцентризма предстала поначалу в форме гуманизма, но вскоре не замедлила обнаружить свою двойственность. Наряду с апологией всего «человеческого, слишком человеческого», она несла в себе
• 331 >
зерна мифологии иллюзорного всемогущества человека, которые вскоре начали давать всходы в виде философем абсолютной свободы, вседозволенности, губительных для культуры и вскоре приведших российскую цивилизацию к катастрофе.
В XX в. под влиянием идей западного неопозитивизма в работах К. М. Тахтарева, П. А. Сорокина, Г. Д. Гур-вича, Н. С. Тимашева социальное поведение индивидов и масс, функционирование социальных институтов рассматривалось сквозь призму эпистемологических конструкций сциентистско-бихевиористского характера с нередким использованием методов количественных измерений.
ЕВРАЗИЙЦЫ:
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Создателями макросоциологической концепции евразийства, сложившейся в 1920-1930-егг., стали русские интеллектуалы-эмигранты. Евразийство представляло собой одну из развернутых, теоретически обоснованных версий русской идеи. Оно было нацелено на объяснение особенностей исторической судьбы российской цивилизации, ее взаимодействий с другими цивилизациями Европы и Азии.
Наибольший вклад в разработку теории евразийства внесли экономист-географ П. Н. Савицкий, этнограф-лингвист Н. С. Трубецкой, богослов Г. В. Флоровский, философ Л. П. Карсавин, правовед Н. Н. Алексеев, историки М. В. Шахматов, Г. В. Вернадский, культуролог П. М. Бицилли, литературовед Д. П. Святополк-Мирский, искусствовед П. П. Сувчинский, писатели А. В. Кожевников, Р. П. Иванов и др.
Недавняя гибель целого культурного мира, катастрофическая трансформация огромной империи в кровавый большевистский режим заставили задуматься о глубинных причинах происшедшей трагедии, интенсифицировали научный поиск, придали чрезвычайную остроту теоретическим изысканиям, духовно объединили более ста человек в рамках общего исследовательского направления.
332»
Еврааийскому движению предшествовала публикация книги Н. С. Трубецкого «Европа и Человечество» (1920). Само же оно возникло в 1921 г. вместе с выходом в Софии первого сборника статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев».
Становление евразийства прошло через три этапа: софийский (1921-1925), парижский (1926-1929) и пражский (1930-1939). На протяжении всего этого времени выходили в свет периодические издания «Евразийская хроника» и газета «Евразия», а также сборники статей «На путях. Утверждение евразийцев» (1922); «Россия и латинство» (1923); «Евразийство: Опыт систематического изложения» (1926); «Евразийство: Формулировка 1927 г.» (1927) и др. В них получили развитие исторические, географические, социологические идеи Н. Я. Данилевского, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева.
Евразийская модификациия русской идеи
Русская идея, ставшая уже традиционной принадлежностью геополитического самосознания российской интеллигенции, приобрела в евразийской концепции некоторые дополнительные особенности. При этом сохранились ее отдельные, ставшие уже традиционными компоненты. Так, явственно присутствующий антизападнический фермент дал Ф. А. Степуну основание назвать евразийцев «славянофилами эпохи футуризма».
Стихийно сложившиеся предпосылки для комплексного подхода, многопрофильного анализа, системного исследования оказались необходимым и достаточным условием получения продуктивных научно-теоретических результатов историко-этнографического, социально-политологического, культурологического характера.
Основные концептуальные тезисы евразийства:
1) между Европой и Азией сложился маргинальный социокультурный мир, одновременно и разделяющий и соединяющий их, — Евразия;
2) Россия — это евразийская цивилизация со своей исторической судьбой, отличающейся от судеб европей ских и азиатских локальных цивилизаций; континент
Евразии сыграл определяющую роль в исторической судьбе населяющих его народов;
3) о самобытности, уникальности евразийского мира свидетельствуют его географические, хозяйственно-эко номические, этнические, культурно-исторические осо бенности;
4) этнические истоки своеобразия российской циви лизации и культуры объясняются ее интегральным ха рактером, тем, что она вобрала в себя витальную, соци альную, духовную энергетику большого числа этносов и народов туранского, угро-финского, монгольского, арий ского происхождения и превратилась хотя и в «преем ницу наследия Чингисхана», но характеризующуюся уже не деструктивным, а, напротив, созидательным, высо копродуктивным потенциалом;
5) отрицание европоцентристской парадигмы линей ного культурно-исторического развития, рассматриваю щей в качестве венца романо-германскую культуру; опо ра на парадигму множественности культур, признание за каждой культурой статуса абсолютной полноценно сти, уникальности ее жизненного пути, непостижимой иррациональности ее сути; провозглашение запрета на оценочные суждения по отношению к любой из куль тур; отказ европейской культуре в праве на исключи тельность;
6) неприемлемость для России чисто западной мо дели социального, политического, культурного разви тия, в которой не учитывается специфика русской национальной психологии и ментальности; идея необ ходимости социального лечения больной, «европеизи рованной» России, страдающей недугом романо-герма- низма;
7) добавление к традиционной социально-политичес кой формуле-триаде российской цивилизации («право славие — самодержавие — народность») новой, более рациональной и прагматичной версии, отвечающей кри териям XX в.: «централизация — дисциплина — само пожертвование»;
8) оценка революции как социальной катастрофы, порожденной западными влияниями, процессом двух сотлетней европеизации российского мира, разрушив-
• 334*
шей базовые психологические и ментальные структуры коллективной души русского народа;
9) духовной основой будущего возрождения российской государственности и культуры может быть только христианство в его православной версии.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 648 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|