Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универсальных, абсолютных, безапелляционных предписаний, и которых сведены воедино бесчисленные нормативно-ценностные факторы, регулирующие социальное бытие. Для всех естественных законов, которые Гоббс назвал неизменными и вечными, базовой максимой явилась древняя, универсальная социально-этическая формула, часто называемая «золотым правилом». Вот эти законы.
1. Следует искать мира и следовать ему, защищая себя при этом всеми возможными средствами.
2. В случае готовности других к миру человек обязан, если этого требуют интересы мира и самозащиты, доволь ствоваться такой степенью свободы по отношению к дру гим, какую он допустил у других по отношению к себе.
3. Люди должны выполнять заключенные ими со глашения.
4. Человек, получивший благодеяние от другого лишь из милости, должен стремиться к тому, чтобы тот, кто оказал это благодеяние, не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте.
5. Каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным.
6. Человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого.
7. При отмщении люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того бла га, которое должно последовать за отмщением.
8. Ни один человек не должен делом, словом, выраже нием лица или жестом выказывать неприязнь к другому.
9. Каждый человек должен признавать других рав ными себе от природы.
10. При вступлении в договор ни один человек не должен требовать себе предоставления какого-либо преи мущественного права, на предоставление которого дру гому человеку он не согласился бы.
11. Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя другими, то естественный закон предпи сывает ему беспристрастно их рассудить.
141 •
12. Неделимые вещи должны использоваться, ее это возможно, сообща, при этом, если количество вещей позволяет, то без ограничений, а в противном случае — пропорционально числу тех, кто имеет на них право.
13. При равном праве владения либо устанавливает ся поочередное пользование, либо же первоочередное вла дение и пользование предоставляется по жребию.
14. Жребий может быть двоякого рода. Первый — ус тановленный, то есть тот, который устанавливается согла шением сторон. Второй — неустановленный, или естествен ный, возникающий в результате, например, первородства.
15. Тем, кто является посредниками мира, должны быть даны гарантии неприкосновенности.
16. Никто не может быть судьей самого себя.
17. В случае спора стороны должны подчиниться ре шению арбитра.
18. Никто не имеет права быть судьей в деле, в кото ром в силу естественных причин он имеет пристрастие.
19. В спорах о факте судья не должен доверять од ной стороне больше, чем другой (при отсутствии иных аргументов); он обязан доверять третьим лицам.
Обращают на себя внимание несколько характерных особенностей этих естественных законов. Во-первых, все они носят не описательный, а долженствовательный, обязывающий характер. Это не констатация сущего, не фиксация социальных реалий, а нормативные модели желаемого. Их «законность» заключается в том, что они составляют необходимое нормативно-ценностное основание, без которого цивилизованное общество не может существовать в качестве такового. Это обстоятельство придает им статус чрезвычайной значимости, что и позволяет Гоббсу именовать их не иначе как «законами».
Во-вторых, несмотря на естественно-правовой характер этих законов, в них слабо ощущается присутствие религиозной нормативности, но зато в значительной степени представлена нравственно-этическая нормативность. В этом несомненно проявилась одна из существенных тенденций нового времени, состоявшая в постепенном уменьшении доли религиозной мотивации в нормативно-ценностном совнании. В контексте общей тенденции секуляризации естественно-правовому мышлению удава-
• 142*
сь сохранить пафос абсолютности и универсальности счет обращения к всеобщим требованиям естественен нравственности.
В-третьих, естественные законы Гоббса позволяют го-порить о них как о нравственно-правовом феномене хрис-i панской цивилизации. Несмотря на кажущуюся светскость, < скулярность формулировок, в «снятом», трансформиро-нанном виде в них присутствуют многие христианские.«шоведи. При этом в них практически отсутствует дух древнего талиона и ветхозаветного «Моисеева права» и, напротив, отчетливо представлены императивы, восходящие к призыву Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
В-четвертых, эти законы можно считать естественными в том смысле, что они открываются людям не через рациональное знание, а через глубинные склонности, коренящиеся в самой сути человеческой природы и позволяющие людям, несмотря ни на что, строить нравственно-правовой мир цивилизованности и культуры. Долг государства — обеспечивать соблюдение всех этих законов, помогать их превращению из естественно-правовых в гражданские, т. е. в законы и нормы позитивного права.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 544 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|