АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Г. Лебон: толпа как социальный субъект
Гюстав Лебон (1841—1931) — французский социолог, социальный антрополог, археолог и публицист. Один из создателей психосоциологической теории массовых форм преступности. Основные сочинения: «Эволюция материи» (1886); «Психология масс» (1895); «Психология
• 241 •
толпы» (1907); «Психология социализма» (1908); «Психология революций».
Для Лебона определяющим фактором социально-исторического развития являлись не разумные, а иррациональные начала и в первую очередь человеческие эмоции и страсти. Наибольшую силу эмоции обретают в обстановке массовых сборищ, в деятельности толпы, парадоксальная особенность которой состоит в том, что ее общий интеллектуальный и нравственный уровень всегда ниже уровня интеллекта и нравственности ее отдельно взятого среднего представителя. Это объясняется тем, что экспансия общего эмоционального настроя, охватывающего массу людей, оказывает тормозящее воздействие на высшие нормативно-ценностные структуры культурного сознания составляющих ее индивидов. И напротив, глубинные психические уровни, где зарождаются агрессивно-деструктивные импульсы, остаются на какое-то время без нормативного контроля свыше. В итоге, люди оказываются способны на импульсивные, непродуманные, часто разрушительные акции, на которые индивидуально большинство из них никогда бы не решились.
Лебон ввел понятие «психологической толпы», для которой не обязательно единовременное присутствие множества людей в одном месте. «Тысячи отделенных друг от друга индивидов в известные моменты, под влиянием известных сильных душевных движений, например, крупных национальных событий, могут приобрести признаки психологической толпы. Стоит только случайно соединить их, чтобы их поступки тотчас приняли специфические черты действий толпы... Под влиянием известных фактов целый народ может стать толпой, не представляя видимого соединения». (Лебон Г. Толпа. Л., 1924. С. 69). Лебон сформулировал «закон духовного единства толпы», суть которого в том, что активизировавшиеся бессознательные резервы психики сообщают тем, кто оказывается в составе толпы, особое эмоционально-коммуникативное состояние слитности с массой. Многократные интерференции эффекта суггестии приводят к тому, что индивидуальное «я» психологически растворяется в массовом «мы» и в итоге утрачивает чувство личной ответственности за совер-
242*
шаемые действия. Индивида преисполняет ощущение того, что сила толпы стала его собственной силой и сообщила ему небывалое могущество. Эти факторы превращают толпу в значительную силу, способную наносить серьезный урон правопорядку, совершать разрушения и преступления. Наиболее благоприятными для деструктивных толповых эффектов являются смутные времена социально-исторических кризисов.
В. ПАРЕТО:
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 612 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|