АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Н. МАКИАВЕЛЛИ: АПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНОМИИ

Прочитайте:
  1. Апология свободы
  2. Глава 8. Практика политической борьбы
  3. МОЛОДЁЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОССИЙСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «ЯБЛОКО»
  4. Необходимые источники политической власти
  5. Необходимые источники политической власти
  6. Основные направления общественно политической деятельности
  7. Политическая реклама как вид непрямой политической коммуникации.
  8. Понятие политической коммуникации.
  9. Понятие политической коммуникации. структура, средства и модели политической коммуникации

Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский социальный мыслитель, историк, драматург, поэт, по­литический деятель Флоренции, богатой торгово-промыш­ленной республики. Родился в семье обедневшего арис­тократа. Получил прекрасное домашнее образование. В возрасте 29 лет занял важный пост в правительстве Фло­рентийской республики — Совете Десяти. С 1498 по 1512 г. вел деятельную политическую жизнь, выполнял

• 129 •


 

правительственные поручения, руководил дипломатичес­кой перепиской, составлял проекты законов, приказов, распоряжений, участвовал в организации военных кам­паний. Когда в 1502 г. была утверждена должность по­жизненного гонфалоньера (правителя) Флорентийской республики и ее занял Пьеро Содерини, то Макиавелли стал главным советником по основным вопросам госу­дарственной жизни, наделенным большими властными полномочиями.

В 1512 г. произошел правительственный переворот и к власти пришел род Медичи. Макиавелли после 14 лет активной политико-дипломатической деятельности был отстранен от должности, заточен в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в свое имение за пределы Флорен­ции. Находясь в изгнании, оказавшийся не у дел, он тяжело переживал вынужденную бездеятельность и не погиб от депрессии только потому, что нашел достой­ное применение своим способностям, уму и энергии — посвятил себя литературно-философскому творчеству. Им были созданы трактаты «Государь», «Рассуждения о первом десятикнижии Тита Ливия», «О военном ис­кусстве», «История Флоренции», «Рассуждение о спо­собах упорядочения дел во Флоренции после смерти герцога Лоренцо», «Жизнь Каструччо Кастракани», «Описание событий в городе Лукке», а также комедия «Мандрагора». Творчество Макиавелли оказало замет­ное влияние на развитие западной политической социо­логии.

Антропосоциология

Согласно Макиавелли, большая часть трагических противоречий, сопровождающих судьбу людей и госу­дарств, объясняются характерными особенностями че­ловеческой природы. Он убежден в неискоренимости предрасположенности человека к злу. Зависть, горды­ня, алчность и другие смертные грехи составляют неотъемлемое свойство человеческого существа. Обла­дая свободной волей, люди способны эти свойства уст­ремлять не только во зло, но и на благо окружающим, превращать их в доблести и с их помощью достигать поставленных целей.


Обладая разумом, человек может действовать сооб­разно обстоятельствам и быть удачливым в своих начи­наниях. Активность для него предпочтительнее бездея­тельности, а смелость важнее, чем осторожность. Ма­киавелли настойчиво проводит мысль о деятельной, трансгрессивной сущности человеческой личности. И хо­тя естественно-правовое мышление ему в целом чуждо, одно из естественных прав человека он методично отстаи­вает. Это право человека на свободное волеизъявление. В страстной защите этого права проявляется ренессанс-ный характер его личности и мышления.

Принципы атеизма, имморализма и правового нигилизма

Свобода человека не может быть безграничной; у нее должны быть пределы, в противном случае она на каж­дом шагу станет превращаться в своеволие. Такими пре­делами могут быть нормы и ценности, культивируемые религией, нравственностью и правом. У Макиавелли же сложились довольно сложные отношения с этими тремя сферами культуры. Евангельские заповеди, призываю­щие к созерцательности и смирению, отрицающие цен­ность мирских благ, были для него неприемлемы. Его прагматический ум политика-практика подсказывал ему, что христианские принципы и свобода активных, энер­гичных действий в социально-политической сфере не­совместимы. Люди, находящиеся у власти или идущие к ней, только ослабят свою волю, если будут руковод­ствоваться евангельскими нормами, требующими чело­веколюбия.

Апология политических преступлений требовала раз­венчивания всей традиционной системы нормативной регуляции, сложившейся за многие века существования цивилизации и культуры. Следовало разрушить несколь­ко нормативных бастионов, связанных между собой. Ра­дикальная криминально-политическая хирургия требо­вала в первую очередь ликвидации препятствий из пра­вовых норм. Но прежде надо было уничтожить этические основания правовых запретов. И наконец, чтобы разру­шить нравственные препятствия, опирающиеся на рели­гиозные абсолюты, следовало убрать с пути Бога и всю

* 131 •


систему религиозных предписаний. Интеллект Макиа­велли позволяет ему решить все три задачи, подменив веру атеизмом, совесть имморализмом, а уважение к законам правовым нигилизмом. Его мышление успело пройти через процессы секуляризации и рационализа­ции. Традиционные христианские мифологемы и теоло-гемы утратили над ним свою абсолютную власть. Это, однако, не мешало мыслителю относиться с чрезвычай­ным пиететом к творчеству Данте, христианскому по духу. Существуют свидетельства о том, что больше всего он любил «Божественную комедию», а в ней — песни «Ада». Очевидно, не случайно его влекли страницы, где нет праведников, а присутствуют лишь одни грешники и преступники, где нет места ни святости, ни милосер­дию, а царит насилие. Зрелый Макиавелли не мог не замечать параллелей между дантовским «Адом» и свои­ми творениями, в которых были изображены картины земного ада, где люди уже при жизни терпят наказания за свои грехи и преступления с той лишь разницей, что их судьями и палачами выступают такие же грешники и преступники, как и они сами.

Макиавелли понимает, что перед его Государем сто­ят те же, общие для всех нормативные бастионы — рели­гия, нравственность и право. И он расчищает для своего героя путь к целям. Вместе с отвержением христианской веры исчезают исходные основания для нравственных и естественно-правовых норм. И тогда появляется возмож­ность оправдания любого аморального поступка, любого преступления. Из атеизма вытекает имморализм. Не при­зывая к тотальному отвержению нравственных норм, Макиавелли, тем не менее, считает, что есть такие обла­сти человеческой деятельности, где соблюдение их обре­менительно и не оправдано. Это в первую очередь сфера социально-политической деятельности.

«Государь» — очерк политической социологии

Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, пред­лагаемая им политическим деятелям, стремящимся со-

• 132*


здать крупное государство. Согласно концепции Макиа­велли, человек, обладая разумом и волей, может дей­ствовать сообразно обстоятельствам и быть удачлив в делах. Автор «Государя» настойчиво проводит мысль о деятельной, трансгрессивной природе человека, утверж­дая, что активность для людей предпочтительнее бездея­тельности, а смелость важнее осторожности.

Лидер большого масштаба, обладающий навыками ведения искусных политических игр, должен уметь ради достижения своих целей пользоваться всем арсеналом доступных ему средств, как морально-правовых, так и имморально-неправовых. Его не должна смущать необ­ходимость использования лжи, интриг, коварства, по­скольку это лишь средства, которые по своему ценност­ному статусу не идут ни в какое сравнение со значимос­тью поставленной цели.

Государь может пользоваться законными, правовы­ми методами. Но для успешного достижения поставлен­ных целей у него всегда должен быть в запасе еще один способ действия, который Макиавелли называет насиль­ственным или «-зверским». Сам политик при этом дол­жен уметь менять маски и играть требуемые обстоя­тельствами роли либо благонравного стратега, либо бес­пощадного тирана. Подобное двуличие простительно лишь политику-патриоту, радеющему об общественном благе и стремящемуся к созданию могучего централизо­ванного государства.

Современники Макиавелли ясно видели связь между его Государем и сыном папы римского Александра VI Цезарем Борджиа. Герцог Валентино, обладая военны­ми и политическими талантами, мечтал создать в цент­ральной Италии мощное государство, на основе которо­го можно было бы впоследствии объединить всю нацию. Но ему не удалось выполнить эту миссию. Чудовищный аморализм и преступные наклонности, помогавшие ему в достижении военно-политических целей, обернулись в итоге против него. Задумав вместе с отцом отравить не­скольких кардиналов, они пригласили тех в гости. Но из-за ошибки слуги отравленное вино оказалось в бока­лах самих отравителей. В итоге Александр VI умер сра­зу, а Цезарь Борджиа несколько позже.

• 133 •


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 572 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)