АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Закон и справедливость

Прочитайте:
  1. А) мобилизация абдоминального отдела пищевода; б) проведение Желудка позади пищевода; в) наложение швов д1я создания фундопликации; г) законченный вид фундоплвкации.
  2. А. законодавчі та нормативні акти
  3. А. законодавчі та нормативні акти
  4. Адміністративна відповідальність за порушення податкового законодавства
  5. Акты реагирования прокурора на нарушения закона
  6. Античное и средневековое законодательство о правах инвалидов
  7. Бюджетне право та бюджетні правовідносини. Бюджетне законодавство
  8. В белорусском парламенте состоится первое чтение проекта Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении»
  9. Види забезпечення зобов’язання за цивільним законодавством України
  10. Внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов

Аристотель провел разграничение между естествен­ным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, признают ли его люди, и от того, как они его толкуют. Естественное пра­во выступает проводником всеобщей справедливости. Условным правом являются конкретные, частные, зави­сящие от обстоятельств времени и места, письменно за­фиксированные законоположения, принимаемые людь­ми, а также строящиеся на основе этих законов отноше­ния между ними.

Позднее в Европе через стоиков, а затем юристов Древнего Рима эта идея разграничения права на два вида будет развиваться и при этом возникнет традиция называть аристотелевское условное право положитель­ным или позитивным. Естественное право допускает и защищает естественное превосходство одних людей над другими и требует, чтобы одни господствовали, а другие повиновались. Так, взрослый имеет право господство­вать над ребенком, мужчина над женщиной, свободный над рабом, эллин над варваром. От этого разграничения окажется производным и разделение Аристотелем спра­ведливости на естественную (устанавливаемую самой природой и имеющую для всех людей одинаковую силу) и политическую (объединяющую только тех, кто при­надлежит к конкретному сообществу). К условному пра­ву восходит и третий тип справедливости, именуемой законной, поскольку она определяется конкретными за­конодательствами, отличающимися друг от друга в раз­ных государствах.

Люди поступают несправедливо по отношению друг к другу из-за нескольких причин: во-первых, это может быть имущественное неравенство; во-вторых, неравен­ство в получаемых почестях; в-третьих, по причине со­перничества из-за жизненных благ и удовлетворения сво­их желаний.

Аристотель как рационалист и политический праг­матик считал, что в сфере политики и права можно считать справедливым лишь того, кто творит справедли­вые дела. Положительные душевные качества человека


не имеют значения для окружающих, если они не проя­вились в конкретных делах. В общественной жизни, как на олимпийских играх, одобрения и наград достоин не тот, кто сильнее, а тот, кто победил.

Подразделяя право на естественное и условное, Ари­стотель, однако, сознавал относительность этого деле­ния и ясно видел пункты их соприкосновения. Так, для него была очевидна их общая родословная, восходящая к обычаям старины, то есть к обычному праву. Поэто­му он считал условное право важным средством под­держания уважения к обычаям. Вся сила закона, ут­верждал он, должна быть направлена на то, чтобы зас­тавить людей склонить головы перед существующими обычаями. Силой, которая движет процессом создания законов, утверждением прав и порядка, является мощ­ное энергетическое начало, именуемое Аристотелем эн­телехией. По своему смыслу и содержанию понятие энтелехии наиболее близко понятию деятельной при­чины. Это присущая людям духовно-практическая энер­гия, приводящая социальный мир в движение и пере­водящая различные возможности в состояние воплощен­ной действительности. Энтелехия создает, структурирует, изменяет, совершенствует строй социальной реальнос­ти, придает ей необходимую степень упорядоченности и цивилизованности.

Социальный беспорядок

Аристотель не проходит мимо проблемы саморазру­шения государства. Он говорит о том, что в каждом виде государственного устройства содержатся деструктивные начала и государство вынуждено в целях самосохране­ния активно противодействовать им.

Наибольшую опасность для государственного орга­низма представляют вспышки внутренних междоусобиц и посягательства на существующий строй с целью его замены на другой. Аристотеля как серьезного и глубо­кого аналитика интересуют в первую очередь причины этих явлений. На первое место среди них философ ставит настроения людей, готовящих государственный перево­рот. Ими может двигать сознание ущемленности своих прав и стремление занять в государстве такое же место,


как и те, что наделены в изобилии разными правами. Другая категория мятежников состоит из людей, стре­мящихся к власти из сознания собственного превосход­ства над другими, желающих занять в государственной иерархии подобающее им место.

Среди причин вспыхивающих распрей Аристотель называет множество отрицательных человеческих ка­честв — наглость, жажду непомерного возвышения, страх, презрение, зависть, корыстолюбие, несправедли­вость тех, кто властвует. Поводами к таким вспышкам могут служить самые незначительные мелочи, скрупу­лезно перечисляемые Аристотелем. Рассуждения Ари­стотеля о способах государственных переворотов как бы предуведомляют будущие наблюдения Макиавелли в его «Государе». Автор «Политики» подразделяет переворо­ты на две разновидности — на те, которые совершаются путем обмана, и те, что происходят в результате приме­нения насилия. Но, несмотря на различия, между ними всегда просматривается очевидная связь. Так, зачинщи­ки могут обмануть народ и с его согласия произвести переворот. Но потом, по прошествии времени, они спо­собны начать применять, уже помимо воли народа, на­силие. Оно им необходимо, чтобы удержать власть в своих руках. В государствах, где правит демократия, перевороты чаще всего возникают как результат необуз­данного поведения демагогов, натравливающих массы на достойных людей. Последние могут объединиться и решительными действиями упразднить демократию. Олигархия способна пасть в тех случаях, когда власть имущие станут злоупотреблять притеснениями народ­ной массы или же внутри самой олигархии начнутся серьезные распри, которыми воспользуются ее против­ники и покончат с ней.

Говоря о внешних и внутренних причинах наруше­ний социальной стабильности, Аристотель обращается и к проблеме тех спасительных средств, которые способ­ны воспрепятствовать нежелательным деструкциям. Су­меть постичь суть нарождающегося зла в самом его на­чале, говорит он, дело не первого встречного, а опытно­го государственного мужа. Он предостерегает, указывая на то, что губительные опасности обычно прокрадыва-


ются в механизмы власти незаметно. Своей малостью и кажущейся незначительностью они могут поначалу не вызывать серьезных опасений. Но те, кто по-настояще­му озабочен задачей сохранения существующего госу­дарственного строя, должны быть наготове и обязаны заранее пресекать любые попытки противодействия за-конопорядку.

Аристотель предлагает активно использовать право­вые средства, существующие законы для пресечения со­циальных распрей в их начальной стадии. Законополо­жения необходимо использовать для того, чтобы не по­зволить никому слишком возвыситься над остальными своим богатством и могуществом. Если же это происхо­дит, то лучше всего, по мнению Аристотеля, удалять таких людей за пределы государства. Законы государ­ства не должны позволять должностным лицам чрез­мерно наживаться. За этим власти должны следить осо­бенно тщательно. При олигархическом правлении сле­дует предоставлять неимущим доходные должности, а тех, кто посмеет их оскорблять, подвергать строгим на­казаниям. Этими и другими подобными им рекоменда­циями Аристотель преследует одну цель — при любом государственном устройстве изыскивать все возможные средства и способы для поддержания социального рав­новесия и правового порядка внутри общества и госу­дарства. Мир он ставит выше войны, стабильность выше социальных распрей, правопорядок выше дисномии. И ос­новную надежду он возлагает при этом на законы, на их способность предупреждать взрывы недовольств, конт­ролировать исполнение гражданами их прямых обязан­ностей, регулировать многообразие складывающихся между ними отношений. Делая ставку на правовое регу­лирование социальных процессов, Аристотель не упус­кает из виду и другие, внеюридические, средства пре­дупреждения дисномии. Важную роль он отводит воспи­танию граждан в духе уважения к существующему государственному устройству. Умело организованный воспитательный процесс способен в не меньшей степе­ни, чем хорошие законы, поддерживать государствен­ный механизм в должном состоянии и препятствовать его преждевременному разрушению.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 553 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)