АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Концепция «осевого времени»
Широкую известность обрел разработанный Яспер-сом концепт «осевого времени». Он ввел его для обозначения исторического периода с VIII по II вв. до н. э. как наиболее важного, по его мнению, для развития мировой цивилизации.
• 287
Ясперс исходил из существующей в христианском мире традиции разделять мировой исторический процесс на два крупных периода: первый — до Рождества Христова, второй — после него. Этой традиции соответствуют принципы летоисчисления, принятые в большинстве современных стран. Гегель назвал время жизни Христа «осью мировой истории». Ясперс, оттолкнувшийся от гегелевского высказывания, построил оригинальную историко-цивилизационную концепцию, согласно которой подлинной «осью мировой истории» является не время жизни Иисуса Христа, а V в. до Р. X. В этом его стремлении отчетливо проступил дух секулярности и культуры модерна с его стремлением откреститься от христианских традиций, вывести исследовательское сознание во внехристианское (в данном случае, в дохристианское) ментальное измерение.
Ясперс утверждал, что наиболее важные для мировой цивилизации и культуры события имели место именно в пятом столетии, а также на протяжении трех веков до него и на протяжении еще трех веков после него. Человечество долго готовилось, копило силы, чтобы, подойдя к решающему моменту, совершить великий прорыв по всем направлениям культурного развития. В результате родились такие цивилизационные формы, сложились столь продуктивные и перспективные культурные реалии, идеи, концепты, образы, которые задали тон и направленность духовно-практической жизни мирового сообщества на последующие тысячелетия.
В эпоху «осевого времени» возникли великие куль турные миры, чьи ценности по настоящее время игра ют определяющую роль в формировании духовного мира современного человека. В Древней Греции «осевое вре мя» получило название эпохи «греческого чуда», про должавшейся от Гомера до Аристотеля и давшей миру небывалое по яркости созвездие гениев во всех облас тях культуры, в том числе в философии, драматургии, архитектуре, скульптуре. На Ближнем Востоке усилия ми израильских пророков были созданы основные кни ги Библии, сложились основы религии зороастризма, связанной с именем тельностыо легендарного про-
• 288-
рока Заратуштры (Зарастустры). В Китае сформировались главные философские школы, появились учения великих мыслителей Лао Цзы и Конфуция, чьи идеи сохранили свою значимость по сей день. В Древней Индии это было время жизни Будды и возникновения буддизма.
Если «доосевое время» мировой предыстории, глубокой архаики — это пора «внутриутробного» развития культуры, когда зреющий плод копил силы и формировались лишь предпосылки для блистательного рывка, то «осевое время» — пора ее настоящего рождения и первоначального детства. В условиях грандиозного исторического перехода к новым нормативно-ценностным системам с множеством сопутствующих этому процессу противоречий и проблем совершались напряженные религиозные, этические, философские искания. Поэты, драматурги, пророки, мыслители искали ответы на вопросы о том, как жить человеку в изменившемся и продолжающем меняться мире. В «Илиаде», «Одиссее», Ветхом Завете, «Авесте», «Дао дэ цзин», «Махабхарате», в умозрениях выдающихся философов и откровениях великих пророков «осевые народы», к которым относятся древние греки, китайцы, индийцы, евреи, заложили основы мировых религий, выступили создателями грандиозных философских и морально-этических систем.
А. ТОЙНБИ: СОЦИОДИНАМИКА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — английский социальный мыслитель, историк, культуролог, общественный деятель. Преподавал в университетах Великобритании. Служил в министерстве иностранных дел. Основные сочинения: «Греческая историческая мысль» (1924); «Исследование истории» в 12 т. (1934-1961); «Христианство и цивилизация» (1946); «Цивилизация перед лицом испытания» (1948); «Мир и Запад» (1953); «Америка и мировая революция» (1962); «Изменение и обычай» (1966); «Города в движении» (1970); «Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира» (1976) и др.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 556 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|