Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древнего Востока. Он видел в религии один из традиционных способов придания смысла социальным действиям человека, культурную форму, задающую и поддерживающую экзистенциальные смыслы, вносящую начала рациональности в мировоззрение и практику повседневного отношения к окружающей жизни. Благодаря
• 223 •
религии мир превращается в арену действия сверхъестественных сил и существ, которые все вместе составляют целостный космос. Религия не только творит и хранит смыслы, скрепляющие человека с мирозданием в единое целое, но и формулирует важнейшую цель человеческого существования, находящуюся на вершине иерархии больших и малых жизненных целей и обретающую вид идеи спасения. Одновременно она определяет нормативные рамки человеческого существования, поощряет одни формы поведения и запрещает другие, позволяет индивидам отчетливо формулировать свои исходные нравственные позиции, побуждает к социальным действиям, отвечающим религиозно-нравственным критериям и препятствует поступкам, не отвечающим этим критериям.
Л. ГУМПЛОВИЧ:
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЗИНТЕГРАЦИИ
Людвиг Гумплович (1838-1909) — польско-австрийский социолог. Был профессором университетов Кракова и Граца.
Основные сочинения: «Раса и государство» (1875); «Расовая борьба» (1883); «Основы социологии» (1885) и др.
Предназначение социологии
Гумплович считал, что теоретическая социология не вправе уклоняться от эмпирических фактов. Только на их основе она может строить какие-либо обобщения. Ее главная задача заключается в изучении динамики движения больших социальных групп в пространстве и времени. Это движение подчиняется вечным, неизменным законам, которые должна обнаружить социологическая наука. Подобные исходные ориентации позволяют социологии занимать особое место в комплексе социогумани-тарных наук, выполнять координирующую и интегра-тивную функции по обобщению и сведению воедино всех добываемых знаний о жизни общества.
Для Гумпловича социальные законы — это разновидность естественных законов. Первые обнаруживают
•224<
себя через такие факторы, как единообразие проявлений, ритмическая повторяемость (периодичность) основных процессов, обеспечение взаимодействия, координации и целесообразности усилий разнообразных социальных общностей, подчиненность всех человеческих усилий стремлениям к самосохранению, благополучию и властвованию над другими индивидами.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 455 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|