АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Эпоха и личная судьба

Прочитайте:
  1. Античная цивилизация и судьба человека с отклонениями в развитии
  2. Глава 14. Публичная коммуникация
  3. Деловая публичная коммуникация. PR- жанры.
  4. Л.И.Брежнев: личность и эпоха.
  5. Личная гигиена вскрывающего
  6. Личная гигиена на заводах по переработке трупов животных
  7. Личная гигиена на пищевых предприятиях
  8. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РАБОТНИКОВ
  9. Личная медицинская книжка
  10. Моя личная программа голодания

«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социо­логическое воображение, обладавшему талантами ми-фотворца и поэта-драматурга. Из учения Платона, по сути, вышла вся последующая западная метафизика. В этом отношении симптоматично высказывание А. Уайт-хеда о том, что европейскую философию последующих веков можно рассматривать как подстрочный коммента­рий к Платону.

Для Платона главной темой его размышлений выс­тупала жизнь человеческого духа в смутную переход­ную эпоху, когда совершался болезненный отрыв от ста­рых родовых корней, патриархальных традиций, распа­далась «связь времен» и требовались немалые духовные усилия для ее восстановления. Переходность его эпохи состояла еще и в том, что это был канун грядущих соци­ально-исторических потрясений: едва успевшая сложить­ся и укрепиться полисная система незаметно для себя входила в предкризисное состояние. Не за горами было македонское завоевание, а за ним и постепенный закат греческой цивилизации. Выступления софистов и кини­ков нагнетали предкатастрофические умонастроения и знаменовали «начало конца» целого культурного мира.

На авансцену общественной жизни выдвинулся но­вый тип личности, обладающий ярко выраженной транс-грессивностью в виде бесцеремонной и неукротимой на­клонности к преодолению существующих нормативных ограничений как в практической, так и в духовной сфе­рах. Стремящаяся к свободному самоопределению, не страшащаяся никаких преград, имеющая развитую мо-тивационную сферу, склонная к независимому мышле­нию, трансгрессивная личность предпочитала самостоя­тельно решать, считаться ли ей с существующими тра­дициями, нормами, законами или же нет. Присущее ей страстное желание новизны обнаруживалось в готовнос­ти к мотивированным «переступаниям» границ допус­тимого и дозволенного, в необычайной дерзости творчес­ких порывов духа, а также в податливости влияниям «развратительных идей» софистов и циников.


Первичная нормативная реальность, сложившаяся ко времени Платона вместе с греческой полисной государ­ственностью, не замедлила обнаружить свои несовершен­ства. На фоне многих драматических социальных мета­морфоз и коллизий с особой остротой заявила о себе необ­ходимость в более эффективной регулятивной системе, которая смогла бы удерживать трансгрессивную личность от опасных шагов и противодействовать интеллектуаль­ному бесстыдству софистически-кинического характера. Это потребовало от Платона освоения огромного массива морально-правовой проблематики. И он, прямой потомок законодателя Солона, активно повел «мозговой штурм» корпуса этических и философско-правовых вопросов в своих грандиозных творениях «Государство» и «Законы».

Йпечатляет своеобразие экзистенциального рисунка судьбы философа. На самом взлете жизни его поджидала личная трагедия, сопровождавшаяся судом, тюрьмой, каз­нью и тяжелейшими душевными потрясениями. Это были суд, тюремное заключение и смертная казнь его учителя Сократа, ставшего для него духовным отцом, которому впоследствии была уготована роль платоновского «alter ego» в диалогах ученика. После казни учителя Платон на длительное время покинул Афины, чтобы, спустя годы, вернуться в родной город фактически уже другим челове­ком с новыми взглядами, внутренне готовым к открытию «второй навигации», позволившей ему направить все силы духа на доказательство существования сверхчувственного мира бессмертных идей и, в первую очередь, идеи высшей справедливости. Сократ, видевший в своей смерти уход в другой мир, в иную жизнь, помог ученику в дальнейшем утвердиться в мысли, что лишь тот мир, в котором чело­век живет не телом, а духом, является главным, а та реальность, где приговаривают к смертной казни безвин­ных мудрецов, не может быть истинной, главенствую­щей, единственной. Потому непременно должен существо­вать иной, высший, идеальный мир, где справедливость не попирается, а господствует.

Эту коллизию платоновской судьбы глубоко прочув­ствовал и объяснил Вл. Соловьев в своем очерке «Жиз­ненная драма Платона». Принцип двоемирия стал веду­щим в метафизике Платона. Его идеи-эйдосы предстали


как высшие ценности бытия, в которых сконцентриро­вано все лучшее, что имеет шанс осуществиться в бытии природы, человека, государства и цивилизации. Идеалы порядка, меры, гармонии, совершенства, наивысшего бла­га, всеобщей справедливости оказались сфокусированы в платоновских эйдосах в предельной степени, а исходя­щие от них формообразующие первопринципы обнару­жили способность служить источниками надежд на то, что у земного мира имеется возможность быть не самым несовершенным. Более того, идеи у Платона выступили своеобразным метафизическим гарантом того, что злу никогда не удастся целиком подчинить себе мир и пре­вратить его в беспросветное гнездилище пороков, пре­ступлений и страданий.

Платону удалось органично соединить предельную от­влеченность его исходных метафизических первопринци-пов с глубокой личной окрашенностью своих философ­ских построений благодаря в первую очередь фигуре Со­крата, которая оказалась в центре всего последующего платоновского творчества. У философа были основания воспринимать казнь учителя как смерть одной из важней­ших ипостасей собственного духовного «я», и эта утрата породила желание воскресить Сократа, сделав его своим философским двойником. Под сенью воспоминаний о смерт­ной казни, совершенной почти что над ним самим, про­шла вся последующая жизнь Платона. Отождествив себя со своим главным героем, Платон оставил миру сдвоенное литературно-философское целое учителя и ученика. Мож­но, вероятно, говорить о том, что через сочинения велико­го метафизика потомкам стало известно учение одного мыслителя с двойным именем Сократа-Платона.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 524 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)