АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Сущность архетипа
Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопределяется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универсальные первообразы, архетипы укоренились в человеческой психике в глубокой древности. Они обнаруживают себя в качестве сквозных мотивов, общепринятых символов мировой культуры, постигаемых при помощи религиозной, метафизической, художественной и нравственной интуиции. Последнее обстоятельство позволило Юнгу сформулировать мысль о том, что природу архетипов легче понять, исходя из целей, которым они служат.
Каждый архетип способен сочетаться с личным опытом человека, вытесненным из сознания и сосредоточившимся в пределах индивидуального подсознания. На уровне архетипов реальность не подразделяется на природную, социальную и духовную. В них все слито в синкретичные целостности всеобъемлющих универсалий, каждая из которых способна порождать бесконечное множество разнообразных культурных форм.
Юнг сравнивал коллективное бессознательное с грибницей, а индивидуальную психику и ее архетипы с отдельным грибом. В одних случаях архетипы интегрируются в сознание, а в других нет, и тогда они способны своим воздействием оказывать разрушительное воздействие на личность и ее поведение. Они не поддаются прямому контролю со стороны сознания, их содержание не подчиняется попыткам прямого нормативного регламентирования средствами моральных и правовых предписаний. Это, однако, не означает, что бессознательные начала ориентируют человека только лишь на нарушение социальных норм.
Виды архетипов
Существует значительное количество разнообразных архетипов. Сам Юнг обозначил и охарактеризовал лишь некоторые из них.
1. «Тень» — генетически унаследованное человеком от архаического прошлого докультурное, темное содержание опыта, отвергнутое индивидуальным «я» и оттесненное в область бессознательного, где оно оформляется
• 295 •
в «анти-я», «не-я» или «тень», как темного двойника сознательного «я». «Тень» — та часть психики, которую невозможно устранить и которая постоянно сопровождает человека во всех его действиях. Данный архетип наиболее важен для понимания природы различий между нормативным и анормативным поведением. Это своеобразный резервуар всего докультурного, «зверочеловеческо-го», угрожающего основам духовности, нравственности и правопорядка, проявляющегося как тяготение человека к запретному, преступному. Традиционное религиозное сознание издавна приравнивало его действие к дьявольскому наваждению.
В работе «Борьба с тенью» Юнг попытался взглянуть в свете данного архетипа на личность Гитлера. В результате диктатор предстал как чудовищная персонификация всех низменных человеческих проявлений, как «неадаптивная психопатическая, безответственная личность, наделенная острой интуицией беспризорника или крысы».
Для Юнга Гитлер — это тень или низшая сторона личности каждого человека, представленная в ошеломляющих масштабах. То обстоятельство, что большинству немцев удалось увидеть в Гитлере своего темного двойника, заставило их последовать за ним. Юнг, однако, находит способ обратить яд в противоядие: он призывает каждого, увидевшего в диктаторе свою тень, уметь оценить ее как страшное зло, как наибольшую опасность для себя и научиться бороться против нее. Цивилизованный человек должен уметь направлять собственную разрушительную агрессивность внутрь своей же психики, на борьбу со своей «тенью».
2. Архетип «маски» представляет собой средство при крытия, позволяющее спрятать за покровом приобре тенной социальности индивидуальное, сокровенное «я». Благодаря «маске» человек пытается выглядеть так, как того требует общественное мнение. Защищая внутрен нее «я» личности, «маска» может в конечном счете стать причиной ее духовной деградации и обезличивания.
3. Архетип «анимы» имеет двойной смысл: во-пер вых, это образ души, символизирующий глубинную, бес сознательную мудрость, во-вторых, это образ женщины в подсознании мужчины.
4. Архетип «анимуса» — это образ мужчины в пси хике женщины.
5. Архетип «самости» ведает индивидуацией челове- ка, обеспечивает способность ощущать не только отдель- ность, обособленность своего существа и существования, но и его соотнесенность с мировым целым.
Кроме указанных, существуют архетипы бога, зло- го духа, мудреца, героя, дитяти, чуда, тайны, автори- тета, порядка, хаоса, аполлонического и дионисийного начал и др.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 565 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|