АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ «ДЕРИВАЦИЙ»

Прочитайте:
  1. Вирусо-генетическая концепция канцерогенеза
  2. Вопрос: Карл Юнг описывает концепцию совпадений. Теперь эта концепция становится понятнее?
  3. Глава 13. Концепция Сверх-Я
  4. ГЛАВА 4. КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ (ПСИХОЛОГИЯ И
  5. Глава 5. Концепция нарциссизма
  6. Глава 9. Концепция переноса
  7. Е. ЭРЛИХ: КОНЦЕПЦИЯ ЖИВОГО ПРАВА
  8. Концепция вентиляционно-перфузионного соответствия
  9. Концепция вентиляционно-перфузионного соответствия
  10. Концепция гибкого дозирования препарата

Вильфредо Парето (1848-1923) — итальянский со­циолог. Профессор университета в Лозанне.

Основные сочинения: «Экономика и социология» (1907); «Трактат всеобщей социологии» (1916); «Транс­формация демократии» и др.

Концепция Парето представляет методологическую ценность для исследований в области антропосоциоло-гии. Он берет в качестве исходной антропологической аксиомы тезис об иррациональности человеческого пове­дения, предопределяемого инстинктами, эмоциями и стра­стями. Специфика всех форм рациональности состоит в том, что с их помощью человек пытается скрыть, замас­кировать свой животный эгоизм. Существующие социо-гуманитарные теории представляют собой хитросплете­ния софизмов, стремящихся придать иррациональным антропологемам видимость рациональных формообразо­ваний, пытающихся изобразить алогичные энергетичес­кие импульсы как осознанные мотивы целеполагающей и целепреследующей деятельности. Учения такого рода пронизаны идеологическим самообманом и являются «де­ривациями» или отклонениями от истины, в которых сознательная ложь довлеет над неосознанными заблужде­ниями. Доктринальные «деривации», несостоятельные в свете критериев истинности, неустанно создавались во все времена, что объясняется их способностью выполнять определенные позитивные функции в жизни общества и государства. Они позволяли правящим элитам направ­лять энергию масс в выгодное для них русло, добивать­ся от них нормативного, законопослушного поведения.


 

Характерным образцом «дериваций» являются многие со­циально-философские и морально-правовые теории, ко­торые, согласно Парето, имеют своей целью не достиже­ние истинного понимания должного, а всего лишь угод­ную властям софистическую апологию существующих порядков. Богословские, этические, правовые «дерива­ции» являются благообразным прикрытием безбожно-низменных, имморальных, неправовых целей и средств человеческой деятельности, рациональной маскировкой иррациональной природы человека, толкающей его к си­стематическим нарушениям социокультурных норм.

Ч. ЛОМБРОЗО:

«ЧЕЛОВЕК ПРЕСТУПНЫЙ» КАК ПРЕДМЕТ АНТРОПОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Чезаре Ломброзо (1835-1909) — итальянский психо­социолог и криминолог. Был профессором психиатрии и криминальной антропологии Павийского и Туринского университетов. Возглавлял психиатрическую клинику в Пезаро. В 1880 г. основал журнал «Архив психиатрии, уголовного права и криминальной антропологии». Ос­новные труды: «Гениальность и помешательство. Па­раллель между великими людьми и помешанными» (1863); «Человек преступный» (1876); «Любовь у поме­шанных» (1889); «Новейшие успехи науки о преступни­ке» (СПб., 1892); «Женщина — преступница и прости­тутка» (в соавт. с Г. Ферреро, 1893) и др.

Ломброзо — один из создателей антропокриминоло-гического направления в социологии человека. Он соби­рал материал для своих теоретических трудов в местах заключения уголовных преступников и психиатричес­ких клиниках, изучал тексты, принадлежавшие их оби­тателям, — письма, дневники, литературные опусы.

Ломброзо опирался на принципы биологической детер­минации социального поведения людей и стал фактически создателем концепции преступника как особого антрополо­гического типа, занимающего промежуточное место между нормальным, здоровым человеком, с одной стороны, и су­масшедшим, с другой. Пребывая между полюсами нормы и патологии, преступник соединяет в себе многие особенно­сти обеих крайностей. Его патологические, криминоген-

'244'


ные черты и свойства имеют вид атавизмов, воспроизводя­щих органические и психические особенности архаичес­кого человека. В силу различных обстоятельств возника­ет эффект ретардации, когда индивидуальное развитие затормаживается и индивид, задержавшийся на нижних ступенях психического развития, легко встает на путь асоциального поведения. Существует прямое сходство меж­ду преступниками и гениями: те и другие являют собой примеры дегенерации человеческой природы. Различие же заключается в том, что гений — это высшая форма дегене­рации, а преступник — низшая.

Ломброзо активно применял в своих исследованиях методику антропометрии, полагая, что соматические осо­бенности человека, конфигурация его черепа, характер волосяного покрова на лице и теле и другие внешние признаки, поддающиеся визуальной фиксации, позво­ляют с достаточной степенью вероятности заключить о его предрасположенности к совершению уголовных пре­ступлений. Более того, согласно Ломброзо, существуют определенные наборы характерных психофизических признаков, свидетельствующих о врожденной предрас­положенности человека к криминальным деяниям. От­рицательные, деструктивные наклонности передаются вместе с психофизическими особенностями от одних по­колений к другим по каналам наследственности.

Типовыми внешними признаками преступных ориен­тации человека служат покатый лоб, выступающие ску­лы, переразвитая нижняя челюсть, редкая борода, склон­ность к облысению и т. д. В психологическом отношении криминогенными субъективными факторами являются неразвитость рационально-мотивационных и эмоцио­нально-этических структур внутреннего мира, нежела­ние признавать различие между дозволенным и недозво­ленным, нравственная нечувствительность, неспособность к глубоким переживаниям, отсутствие совести, способ­ности к раскаянию. В сфере социального поведения ин­дивиды, склонные к правонарушениям, обнаруживают свою патологическую природу через особенности почер­ка, стремление к украшению своего тела татуировками.

Человек с ярко выраженными внешними особенно­стями «прирожденного преступника» сможет избежать

• 245 •


рокового поворота в своей судьбе и удержаться в русле законопослушного поведения только лишь при макси­мально благоприятном социальном окружении, сугубо положительных воздействиях общественной среды на его личность. В таких случаях социальные воздействия ока­зывают систематическое парализующее воздействие на его наклонности. Не будь его, такие люди непременно стали бы преступниками.

Существуют ситуации, когда потенциальный, «при­рожденный» преступник, в силу полученного воспита­ния и образования, не проявляет открытой брутальнос-ти, а находит достаточно изощренные, не выходящие за рамки норм цивилизованности, формы реализации сво­их криминальных наклонностей: он не становится раз­бойником, а мошенничает на бирже, не насилует выб­ранную жертву, а коварно обольщает ее, чтобы затем цинично бросить, не убивает недруга, а подстраивает обстоятельства, грозящие ему гибелью и т. д.

Концепция жесткой биологической детерминирован­ности преступлений и существования прирожденных пре­ступников заставила Ломброзо выказать негативное от­ношение к такому важному фактору цивилизованного правосудия, как презумпция невиновности, и одобритель­но относиться к наиболее радикальному средству наказа­ния — смертной казни. В его глазах смертная казнь — естественное явление, которое рекомендовано людям са­мой природой, которая уничтожает все, что не приспо­соблено к нормальной жизни. Общество также должно беспощадно избавляться от тех элементов, которые не в состоянии адаптироваться к его нормативным требовани­ям. Чтобы сообщить смертной казни как средству устра­шения максимальную действенность, ее не следует счи­тать исключительной, т. е. редко применяемой формой наказания. Чем чаще она будет практиковаться, тем эф­фективнее она станет выполнять свою социальную роль.

Все причины, порождающие преступления, подраз­деляются на три группы: 1) антропологические (сомати­чески-физиологические особенности, психические и мен­тальные аномалии, личностные отклонения); 2) физи­ческие (влияние внешней естественной среды — климата, времени суток, времени года, температуры воздуха и др.);

246 •



3) социальные (воздействие внешней социальной сре­ды — плотности населения, состояния нравов, обществен­ного мнения, правопорядка, экономических и полити­ческих отношений).

3. ФРЕЙД: ПСИХОАНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — психолог, философ, культуролог, создатель психоанализа. Окончил медицин­ский факультет Венского университета. Как психиатр и психолог занимался клинической практикой. Вел актив­ную научно-исследовательскую работу. В 1938 г. вынуж­ден был из-за нацистских преследований эмигрировать в Англию. Основные сочинения: «Тотем и табу» (1913); «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); «Психо­логия масс и анализ человеческого «Я» (1921); «Я и Оно» (1923); «Будущее одной иллюзии» (1927); «Беспокойство в культуре» (1929); «Моисей и монотеизм» (1939) и др.

В общественном мнении Фрейд стоит в одном ряду с Коперником и Эйнштейном, считается одним из самых бесстрашных умов в мировой науке, ученым-революцио­нером, совершившим дерзкий интеллектуальный прорыв в сферы «глубинной психологии», куда до него наука почти не проникала. Интерес к его теоретической пози­ции никогда не ослабевал и соединял в себе полярные позиции от восторженного признания до острой, непри­миримой критики. В 1920-е гг. отношение к Фрейду в СССР было лояльным, поскольку считалось, что он опи­рался на материалистические принципы познания. По этой причине его основные труды были переведены на русский язык. В 1930-е гг. оценки изменились: Фрейд был обви­нен в иррационализме, а его работы попали в индекс зап­рещенных книг, недоступных широкому читателю.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 587 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)