АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Типология законов социального существования
Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значительное социальное сочинение французского Просвещения, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведение, со-
здававшееся на протяжении 20 лет, имеет энциклопедический характер и состоит из 31 книги.
Под «духом законов» Монтескье понимает интегральное детерминирующее начало, вбирающее в себя множество факторов естественного, климатически-географического, а также социально-исторического, хозяйственно-экономического, нравственно-политического характера, оказывающих многовекторное и вместе с тем совокупное причинное воздействие на практику юридического нормотворчества, на особенности законодательств, существующих в различных социальных системах.
Первые восемь книг трактата посвящены исследованию природы законов и сути принципов правления. В 9—10 книгах законы исследуются в их отношении к оборонительной и наступательной силе государства; в 11-13 книгах идет речь о связях между законами и свободой; в 14-18 книгах — об отношении законов к естественным условиям, в которых пребывают государства; в 19—25 книгах — о главных особенностях отдельных народов; в 26 книге очерчиваются границы действия каждой разновидности законов; 27-31 книги характеризуют динамику генезиса законов в ее связи с конкретными условиями развития государств.
Все сочинение пронизано стремлением выявить, как соотносятся между собой естественные законы бытия с законотворческой деятельностью людей и в какой мере нормы человеческого общежития соответствуют природе вещей.
Ж. Ж. РУССО:
ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЖИТИЯ
Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский философ, историк культуры, драматург, поэт. Родился в Женеве, в семье часовщика. В 1741 г. приехал в Париж, где благодаря своим дарованиям, философскому и художественному творчеству обрел известность, вошел в круг энциклопедистов.
Основные сочинения Руссо: «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» (1755); «Об общественном
. 165 •
договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании» (1762); «Юлия, или Новая Элоиза» (1767); «Исповедь» (опубликована после смерти философа) и др.
Антитеза «естественное—общественное»
Руссо выстраивает свою антропосоциологическую концепцию на основе антитезы «естественное-общественное». Естественному состоянию и естественному человеку он противопоставляет социальность, цивилизацию, прогресс, оценивая отрицательно все, что составляет вторую сторону антитезы. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства» Руссо описывает два состояния, присущих человеческому роду — естественное и гражданское. Последнее он, в отличие от многих предшественников и современников, характеризует скорее негативно, чем положительно, поскольку его развитие вместе с совершенствованием искусств и наук способствовало не улучшению нравов, а их ухудшению, распространению пороков, деградации человека. Все естественное, положительное, благое в человеке подвергается порче. Общество в гражданском состоянии стало скопищем искусственных людей и притворных страстей, создало атмосферу неравенства, взаимного презрения, преобладающего интереса ко всему внешнему и безразличия к добру.
Цивилизация до такой степени разрушила прежние гармоничные отношения человека с естественной средой, что теперь ни культура, ни мораль, ни право не в состоянии удержать в равновесии и упорядоченности социальную реальность. И поскольку вернуться в прежнее естественное состояние обществу невозможно, остается двигаться вперед. Но что недоступно обществу в целом, вполне возможно для отдельного человека, и Руссо прилагает значительные усилия для того, чтобы обосновать правомерность жизненной позиции «естественного человека». Согласно его взглядам, человек — самодостаточное, целостное существо, щедро одаренное природой прекрасными качествами — добротой, способностью любить справедливость, красоту, истину. И поскольку цивилизация портит его, вовлекая в атмосферу неравенства, несправедливости, алчности, то ему ничего не остается, как отвергнуть ее раз-
• 166*
вратительные, гибельные искушения и вернуться назад к природе, к простоте естественных чувств и отношений.
Антропология и социология Руссо органично взаимопроникают друг в друга. Согласно его концепции, человек способен раскрыть свою сущность и реализовать собственную свободу только в той среде, которая по своему характеру максимально приближена к естественной. В ней не должно быть ничего такого, что бы грубо, насильственно, разрушительно воздействовало на природу человека, деформировало его дух, искажало добрые наклонности сердца, склоняло к порокам и преступлениям. Подобная среда не тождественна миру дикой природы, как нередко ее представляли оппоненты Руссо. Это цивилизованный синтез социального и естественного, отвечающий самым высоким критериям культуры, морали, права, равенства и братства. Путь к созданию такого социального мира пролегает через реформирование существующих общественных структур и институтов.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 530 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|