Типология общественно-государственных форм
В борьбе за выживание и самоутверждение, длящейся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы государственности.
• 197 •
1. Примитивное (военное) государство отличается хищническими ориентациями и видит в войне главную цель своего существования. Весь образ жизни его на селения подчинен милитаристским принципам. Меха низмы социализации нацелены на воспитание будущих воинов, дисциплинированных, воинственных, отважных, готовых к самопожертвованию. Индивидуальное «я» це ликом подчиняется корпоративному «мы» и восприни мает как должное жесткую, тотальную регламентацию всех сторон социальной жизни.
2. Индустриальное государство ориентировано на организацию хозяйственно-экономической жизни. Что бы экономика, промышленность эффективно функцио нировали, обществу необходимы мир, защищенность частной собственности, политические права и свободы граждан, стабильный правопорядок.
Динамика интегративиых процессов
Надежным гарантом прочности социального порядка является динамика интегративных процессов. Общим основанием социальной интеграции является соблюдение принципа соразмерности получаемых выгод оказываемым услугам. Спенсер указал четыре типа кооперации:
1) однородная, гомогенная кооперация, при которой одинаковые усилия соединяются для одинаковых, одно временно осуществляемых целей;
2) не вполне однородная кооперация, где одинако вые усилия соединяются для одинаковых целей, осуще ствляемых не одновременно;
3) гетерогенная кооперация, где неодинаковые уси лия соединяются для одинаковых целей;
4) гетерогенная кооперация, где неодинаковые уси лия соединяются для неодинаковых целей.
Данная типология имеет важное значение для понимания природы социальных связей внутри гражданского общества. Отношения, поддерживаемые при посредстве указанных типов кооперации, полезны для благосостояния всей социальной системы в целом и для успешной жизнедеятельности входящих в нее индивидов. Разви-
• 198*
[ вая эту мысль, Спенсер писал: «Главные черты того кодекса, при котором вполне совершенная жизнь достигается путем добровольной кооперации, могут быть выражены очень просто. Основное требование заключается тут в том, чтобы деятельность каждого человека, направленная на поддержание жизни, приносила ему каждая тот род и ту сумму выгод, которые достигаются ею при естественных условиях; а это предполагает, во-первых, что он не должен страдать от прямых нападений на личность и собственность; а во-вторых, что он не должен страдать даже косвенным образом от нарушений договоров. После того, как жизнь будет облегчена в величайшей степени соблюдением этих отрицательных условий добровольной кооперации, делающих возможным постоянный обмен услугами, согласно заключенным договорам, эта жизнь находит себе еще дальнейшее облегчение во взаимном обмене услугами сверх договора» (Спенсер Г. Основания науки о нравственности. СПб., 1880. С. 184-185).
Э. ДЮРКГЕЙМ: АНАТОМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — выдающийся французский социолог, один из создателей позитивной социологической теории. Родился в религиозной еврейской семье. В студенческие годы увлекался философией И. Канта, а затем социологическим учением О. Конта. Значительное влияние на формирование его как исследователя оказали идеи Монтескье, Руссо, Спенсера. Преподавал в университетах Бордо и Парижа. По его инициативе в Сорбонне была создана кафедра социологии, а социология стала полноправной учебной дисциплиной, которую начали преподавать в университетах Франции.
Основал и редактировал журнал «Социологический ежегодник». Основные сочинения: «Элементы социологии» (1889); «О разделении общественного труда» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912); «Социология и философия» (1924) и др.
Дюркгейм выступил в своих исследованиях как рационалист-позитивист, который для объяснений общественных явлений и процессов не нуждается в выходах за пределы реальных социальных фактов. Именно социальные факты как таковые для него — альфа и омега социологического знания. Из них складывается объективная социальная реальность с ее социальными структурами и социальными институтами.
Для социолога-наблюдателя социальным фактом является внешний по отношению к нему объект внимания. В социальных фактах всегда присутствует нечто типическое и безличное. Социолог не имеет права вкладывать в их содержание и изображение какие-либо субъективные моменты, свидетельствующие о его личном отношении к ним. Основная задача исследователя состоит в том, чтобы отыскивать устойчивые причинные связи между отдельными социальными фактами, а затем формулировать общие закономерности развития и функционирования тех общественных систем, к которым относятся проанализированные социальные факты.
Исходные причины возникновения и существования социальных фактов пребывают не в природе, не в человеке, не в запредельном, потустороннем мире, а в обществе и не выходят за пределы социальной сферы. Согласно Дюркгейму, право как сугубо социальный феномен необходимо объяснять лишь действием социальных факторов. Общественная система, внутри которой взаимодействуют индивиды, функционируют социальные группы и многочисленные институты, оказывает детерминирующее воздействие на правовую сферу.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 518 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|