Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жажду разрушения ради разрушения, страстное желание превращать живое в неживое, насильственно прерывая живые связи. Отличительная особенность некрофильского характера — убежденность в том, что насилие — самый подходящий случай для разрешения абсолютного большинства проблем и конфликтов.
Целиком некрофильские характеры встречаются сравнительно редко и представляют собой сугубо патологические явления. Чаще всего бывают случаи смешения биофильских и некрофильских наклонностей с доминированием последних. Именно к таким случаям применима дефиниция «некрофильская личность». Возможность определяющих воздействий некрофильских наклонностей на психику и поведение индивида зависит от целого ряда психологических и социокультурных факторов. Среди них Фромм называл наличие определенных социальных обстоятельств, способных стимулировать некрофильскую ориентацию, в том числе событий частной жизни, которые могут либо погасить некрофильские импульсы еще в зародыше, либо же, напротив, стимулировать их гипертрофию. Он писал: «Вряд ли нужно особо напоминать, что патологически некрофильские личности представляют серьезную опасность для окружающих. Это человеконенавистники, расисты, поджигатели войны, убийцы, потрошители и т. д. И они опасны, не только занимая по-
302'
сты политических лидеров, но и как потенциальная когорта будущих диктаторов. Из их рядов выходят палачи и убийцы, террористы и заплечных дел мастера. Без них не могла бы возникнуть ни одна террористическая система. Однако и менее ярко выраженные некрофилы также играют свою роль в политике. Возможно, они не относятся к главным адептам террористического режима, но они обязательно выступают за его сохранение, даже когда они не в большинстве (обычно они и не составляют большинства, все же они достаточно сильны, чтобы прийти к власти и ее удерживать)» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 318).
Внутренний запрет на насилие
Согласно Фромму, в человеческом существе присутствует внутренний запрет на насилие и убийство, чему имеется множество свидетельств и доказательств. Так, люди способны привязываться к животным, в результате чего между человеком и животным возникает некое подобие личной связи, так что впоследствии этот человек зачастую не может убить и употребить в пищу домашнее животное, к которому успел привязаться. У людей нередко возникает чувство вины из-за того, что они приняли участие в разрушении, уничтожении чьей-либо жизни. Это происходит из-за того, что любое убийство нарушает целостность мирового единства всего живого. Не случайно в индуизме издревле главной заповедью считается запрет на убийство живых существ. Внутренний запрет на убийство восходит, во-первых, к чувству общности человека со всем живым, а во-вторых, к его ощущению глубинных связей с другими людьми, к способности испытывать сочувствие к ним. Прямым доказательством существования такого запрета являются угрызения и муки совести.
М. ФУКО:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Мишель Фуко (1926-1984) — французский социолог, историк, философ, криминолог. Преподавал в университетах Франции, Германии, Польши. В 1971 г. во Франции по его инициативе была создана «Группа информации
о тюрьмах», в чью задачу входило изучение условий содержания заключенных и информирование общественности о состоянии пенитенциарной системы. Работа в этой группе позволила Фуко создать объемное исследование «Надзирать и карать: рождение тюрьмы» (1975), основные положения которого явились развитием его концепции отношений между властью и насилием, преступлением и наказанием.
Основные сочинения: «Безумие и неразумие. История безумия в классический век» (1961); «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966); «Археология знания» (1969); «История сексуальности. Воля к знанию» (1976); «История сексуальности. Пользование наслаждениями» (1984) и др.
«Археология» насилия и власти
Мировоззрение Фуко сформировалось под преимущественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое видение социально-правовых проблем европейской истории с XIII по XX в. Отвергая традиционные объяснительные схемы и термины, Фуко попытался подойти к проблемам власти и насилия с позиций нового метода, который назвал «археологическим». Нетривиален и взгляд Фуко на проблему иррационального и, в частности, безумия, позволивший ему обнаружить три исторических этапа в отношении к ним. Так, в средние века рациональное и иррациональное были связаны воедино в обыденной практике. Затем в новое зремя с развитием картезианства между ними был возведен барьер. В социальной практике это проявилось как стратегия изоляции безумцев от нормальных людей. В XX в. обнаружилось множество предпосылок, позволяющих говорить о близком родстве рациональных и иррациональных форм и практик.
В своей кратической концепции Фуко исходил из предпосылки, что власть всегда представляла для человеческого рассудка нечто загадочное, таинственное, внушающее смешанные чувства ужаса и восхищения. В ней всегда ощущалось присутствие чего-то демонического. Главным ее объектом, т. е. предметностью, на которую
304'
она распространяла свое влияние, являлось, по преимуществу, человеческое тело. Разные типы государств и исторических эпох различались между собой тем, что в одних условиях социальный контроль осуществлялся через прямое воздействие на человеческое тело, а в других — через опосредованные акции по отношению к нему. При этом суть власти всегда оставалась одной и той же: она была средством, позволяющим заставить конкретного субъекта сделать то, что тот не стал бы делать, будь на то его полная воля.
«Макрологический» анализ дисциплинарного общества
Фуко выделил два основных уровня анализа власти. Первый, микрологический, предполагал исследование деятельности индивидуальных субъектов власти, принимающих решения, намечающих цели и берущих на себя ответственность за все, что связано с их достижением. Второй уровень, макрологический, — это анализ безличных систем, распределяющих власть, упорядочивающих отношения между субъектами и превращающих, при надобности, индивидов в страдательные объекты, не способные вырваться из «сетей власти».
Согласно Фуко, «сети власти» начинают обретать вид, приближенный к современному, с XVII—XVIII вв., когда в Европе складываются новые механизмы и процедуры власти, имевшие дело не столько с правом и наказанием, сколько с дисциплиной и контролем. Философы-просветители XVIII в., ратовавшие за рационализацию правоохранительной деятельности государства, за кодификацию уголовно-процессуальных норм и смягчение уголовных наказаний, фактически готовили почву для появления более эффективной, чем власть монарха, системы социального контроля. В этой системе власть должна была утратить черты произвола и предстать связанной определенными правилами. Она вынуждена была признать в индивиде субъекта, наделенного определенными правами и свободами, и пользоваться наказаниями только в строго нормированной дозе. Складывалось новое или, как его называл Фуко, дисциплинарное общество, вбиравшее в себя целый ряд
нормативных моделей — модель машинной организованности, модель военных методов управления и модель тюремной дисциплины, заставляющих общество подчиняться определенной системе директив и приказов.
Возникшие формы власти уже не подлежали описаниям в привычных негативных терминах, наподобие таких, как «ограничивает», «запрещает» или «осуществляет насилие». Гораздо уместнее были утверждения о том, что власть производит определенную реальность. Дисциплинируя и нормируя, осуществляя «всеподнад-зорность», она предполагает, во-первых, стратегическое управление массами индивидов (социальная физика), во-вторых, надзор за ними (социальная оптика), в-третьих, процедуры по изоляции или перегруппировкам опасных социальных элементов (социальная механика), в-четвертых, терапию социальных недугов посредством наказаний (социальная физиология). Наиболее полным воплощением всех этих видов власти выступала пенитенциарная система.