АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что происходит в социальном мире, находятся за его пределами. Эти причины, или сущности, имеют метафизическую природу и являются чистыми формами, по образцу
которых скроено все, что окружает человека. Платон назвал их идеями (эйдосами). Мир идей в содержательном отношении бесконечно богаче социального мира. Последний является всего лишь его бледным подобием, далеким от совершенства и напоминающим плохую копию с шедевра гениального художника. Основные свойства идей:
1) обладают сверхчувственной природой, лишены ма териальности, не воспринимаются человеческими орга нами чувств, а только лишь умопостигаемы;
2) являются причинами всего сущего и должного, что составляет жизнь космоса, государства и человека; если же воспользоваться позднейшей аристотелевской типологией, то идеи — это формообразующие причины, сами ни от чего не зависящие, но распространяющие свое влияние на социум и людей; с их помощью хаоти ческая бесформенность земных стихий обретает необхо димую оформленность и упорядоченность;
3) являются первосущностями всех вещей и явлений природно-социальной жизни, находящимися'с последни ми в отношениях вертикальной генетической детерми нации; то, как осуществляются эти отношения, — для людей непостижимая тайна, проникнуть в которую че ловеческий разум не в состоянии;
4) имеют онтологический характер, т. е. пребывают не в человеческом сознании, а сами по себе, независимо от чего бы то ни было; они буквально царят над миром, в котором живет человек; на них невозможно воздей ствовать каким-либо образом, ни одну из них невозмож но уничтожить;
5) находятся в отношениях изоморфизма с реалиями социальной сферы, в которой не может появиться ничто из того, что отсутствовало бы в мире идей или радикаль но отличалось бы от них; этот изоморфизм относителен, но он позволяет говорить о метафизическом и социаль ном мирах как о родственных, а не чужеродных;
6) выступают в качестве универсалий для всех еди ничных вещей или явлений данного вида; любое конк ретное проявление чего-либо, например справедливос ти, отмечено воздействием идеи справедливости;
7) отличаются неизменностью содержания, что ме шает социальным реалиям слишком далеко и радикаль-
но уклоняться в опасные стороны; будучи ничем не замутненными в их идеальности и стабильными в своем совершенстве, идеи стоят как бы на страже и не дают производным от них вещам демонстрировать капризное непостоянство и беспредельное своеволие;
8) характеризуются атемпоральностью и атопологич- ностью бытия, пребывают вне времени и пространства, т. е. в вечности; перед их невозмутимо-величавыми ли ками меркнет все, что отмечено печатью суетности, брен ности, неминуемости грядущей гибели;
9) выступают в качестве образцов наивысшего совер шенства, в которых сконцентрированы все идеалы по рядка, меры, гармонии и которые дают надежду на то, что у земного мира имеется возможность быть не самым несовершенным; в них сосредоточено все лучшее, что имеет шанс осуществиться в бытии социума, государ ства и человека; они выступают метафизическим гаран том того, что злу никогда не удастся полностью подчи нить себе социальный мир и навсегда превратить его в гнездилище мрака, пороков и преступлений;
10) несут в себе эталонную нормативность, принуж дая земные вещи стремиться культивировать в себе те свойства и качества, которыми обладают породившие их идеи; Кьеркегор перевернул все с ног на голову, пола гая, что в истории практического воплощения идей, в превращении духовного в материальное, высокого в низ кое присутствует логика деградации идей;
11) непостижимы для усилий непосвященного рас судка; только философы, способные к метафизическому умозрению, интеллектуальному созерцанию, могут при коснуться к ним своим умственным взором;
12) каждая идея — конкретное единство номоса (выс шей нормативности), этоса (высшей ценности), логоса (высшего смысла) и пафоса (высшей выразительности и привлекательности).
Мир идей иерархичен, и верховное положение среди них занимает идея блага. Это абсолютная первонорма-первоценность, от которой производны все социальные формы добра, справедливости, нравственности, правопорядка. Через ее посредство заявляет о себе творец мироздания. Являясь Демиургом, Мастером, Художником,
• 91 •
пожелавшим создать природно-социальный мир, Бог ориентировал свои усилия на идею блага. Платон сравнивает эту идею с солнцем высшего, невидимого мира. В ценностном и нормативном отношении она — альфа и омега всего. В ней сосредоточены и исходная причина, и желаемая цель, и вероятный результат практически-духовной, морально-правовой жизни человеческого рода. Устремляясь к ней, руководствуясь ею, люди рано или поздно достигнут обозначенного ею уровня нравственности и состояния правопорядка.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 564 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|