АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ

Прочитайте:
  1. E. развитии стойкого спазма коронарных артерий
  2. IV. Роль реактивности организма в возникновении и развитии опухолевого процесса.
  3. Активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) играет роль в развитии отеков (2)
  4. Античная цивилизация и судьба человека с отклонениями в развитии
  5. В развитии гипотензии при печеночной недостаточности имеют значение (2)
  6. В развитии печеночных отеков имеют значение (2)
  7. В развитии хронического воспаления участвуют преимущественно: (3)
  8. Верно то, что при развитии аллергических реакций цитотоксического типа: (5)
  9. Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕННОМ ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ

КАК «ДРАМА ИДЕЙ»

С

тановление и эволюция западной социологии не­посредственно связаны с общей динамикой изме­нений социальной реальности и ее цивилизаци-онного контекста. Социальная мысль, двигаясь «по стопам» развивающейся европейской цивилизации, стремилась в своих концептуальных построениях, объяс­нительных теоретических моделях раскрывать смыслы и суть происходящего в обществе. Ее развитие соверша­лось волнообразно, с чередованием подъемов и спадов. Так, в античном мире социально-философская рефлек­сия, заявив о себе поначалу в виде отдельных суждений софистов и киников, обретает вид полномасштабных концепций в фундаментальных сочинениях Платона и Аристотеля. После этого ее активность начинает посте­пенно угасать.

Познавательное отношение теоретического сознания к социальной реальности, имеющее вид накопления фак­тов и идей, может быть рассмотрено как приобретение все более адекватных представлений о ценностях, по­требностях, интересах, которыми руководствуются люди в практике социальных отношений.

В социальных идеях и учениях воплотилась конст­руктивная роль общественного сознания по упорядоче­нию и логическому оформлению стихийного социально­го опыта в концептуальные, внутренне организованные целостности теоретических построений.


Социальная реальность логически реконструирова­лась в них средствами теоретической рефлексии. Исто­рическое накопление мыслительного материала, рас­ширение арсенала идей, развитие категориального ап­парата позволяло с течением времени осуществлять все более глубокий философский анализ социальных про­блем.

Социальная мысль, несмотря на периодические зату­хания своей поисковой активности, постепенно приоб­ретала опыт и силу, глубину и основательность сужде­ний. Этот процесс совершался, как правило, не посред­ством монологов мыслителей-одиночек; чаще всего это были диалоги и даже «триалоги» и «полилоги» исследо­вателей с их идейными контрагентами, с авторитетами прошлого и настоящего. При этом сталкивались различ­ные подходы к одним и тем же проблемам, соперничали непохожие друг на друга методы, конкурировали систе­мы аргументации, состязались мировоззренческие и нрав­ственные принципы, индивидуальные интересы и при­страстия.

Л. Толстой высказал в своей «Исповеди» мысль о том, что когда обращаешься к наукам, которые пыта­ются давать ответы на вопросы, связанные с наиболее сложными проблемами бытия человека в социальном мире, то встречаешь «беспрестанные противоречия од­ного мыслителя с другими и даже с самим собою». Это весьма характерно для истории социальной мысли, ко­торую можно рассматривать не только как историю социологических идей, но и как историю социологиче­ских проблем.

Внутри внешне плавной динамики исторического развития социальной мысли и социальных учений об­наруживаются резкие контрасты и поляризации, глу­бокие расхождения позиций, которые превращают весь исторический процесс в многоактную интеллектуаль­ную драму погони человеческого разума за ускользаю­щей истиной. Таким образом, предложенное А. Эйнш­тейном определение истории науки как «драмы идей» в полной мере может быть отнесено к истории соци­альной мысли в целом и социологической теории в частности.


 


•34'



Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 528 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)