АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Онтология номоса

Прочитайте:
  1. Ассоциация «Геронтология и гериатрия»
  2. Когнитивные основания человеческого номоса
  3. Медицинская деонтология
  4. Медицинская этика и деонтология.
  5. Социологемы номоса и дисномоса

Сократ утверждал, что существуют два типа основа­ний нравственно-правовой реальности — объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными способно­стями человеческого разума. Главенствующая роль при­надлежит божественному номосу, сосредоточившему в се-


 

бе абсолютные требования и непререкаемые запреты. Номос универсален; он сам себя определяет и служит главным ориентиром для всех социокультурных усилий человека. Эти взгляды Сократ воспринял от натурфило­софов. Греки представляли номос в качестве безличной силы, подчиняющей своей власти отношения между людьми и способной оберегать от разрушений все луч­шее и наиболее ценное, что имеется в человеческой жиз­ни. Гераклит, различавший номос божественный и но-мосы человеческие, утверждал, что последние питаются от первого, который все превозмогает и над всем вла­ствует. Человеческие номосы, по его словам, — это то, без чего нет и не может быть цивилизованной жизни, поэтому людям следует упорно и отважно сражаться за номос, как за свои стены.

Для досократиков в одном ряду с номосом пребыва­ло понятие логоса. Они считали, что через логос до людей доводится смысл требований космоса. Логос вы­ступал смыслонесущим медиатором между человеком и мирозданием, говорил о том, как следует жить и что необходимо делать, чтобы высший порядок не нарушал­ся и чтобы мера организованности и гармоничности в мире не убывала. Являясь онтологически исходной се­мантической формулой упорядоченности, от которой производны смыслы, нормы и ценности человеческого существования, логос нес в себе базовые нормативные образцы, в соответствии с которыми должны строиться системы моральных и правовых предписаний. Далеко не все люди внемлют императивам логоса. Наиболее чутки к ним мудрецы-философы, видящие свой нрав­ственный долг в том, чтобы доводить до всех осталь­ных людей мысль о важности внимательного вслуши­вания в смыслы высших требований. Поскольку любое отклонение от требований логоса усугубляет дисгармо­нию бытия человека в мире, то каждое проявление свое­волия следует «гасить скорее, чем пожар». К сожале­нию, большинство людей с их младенчески слабым рас­судком получают лишь малую долю от разумности логоса. Потому в их жизни так мало гармонии и столь велик избыток зла в виде несчастий, страданий, поро­ков и преступлений.

. 79 •


Когда индивиды и государства действуют не в соот­ветствии с законом высшей справедливости, когда они глухи к взываниям логоса, космос поворачивается к ним своим грозным ликом: логос становится роком, беспо­щадно карающим виновных. Таким образом, логос за­нимал в античном сознании место рядом с номосом, вы­ступая противоположностью хаоса, дисномии, всех форм социального зла и несправедливости. Сократу была близ­ка натурфилософская идея логоса-номоса. Он ратовал за то, чтобы требования морали и законы государства соот­ветствовали призыву высшей справедливости, исходя­щему от логоса. В отличие от софистов, он был убежден в существовании всеобщих нравственных и естественно-правовых норм, имеющих не относительный, а абсолют­ный характер.

В лице Сократа греческая цивилизация обнаружила способность к самоанализу своих фундаментальных он­тологических оснований. Более того, она нашла в его лице своего надежного защитника, который ни в мыс­лях, ни в делах никогда не отрывал себя и свою судьбу от судьбы породившего его афинского полиса. Весьма характерен в этом отношении заключительный этап жизни Сократа. Когда суд вынес философу смертный приговор, а друзья предложили ему организовать побег, Сократ возразил, что для него как гражданина суще­ствует безусловный долг, требующий подчиняться зако­нам государства.

Нарушения гражданами законов чревато для полиса гибелью. Афинское государство не сможет существовать, если судебные решения, принимаемые в нем, не будут иметь силы. Поэтому надо либо переубедить государ­ство, либо исполнять то, что оно велит, а если оно к чему-то приговорит, нужно терпеть невозмутимо, будут ли это побои или оковы, пошлет ли оно на войну, на раны и смерть. Все нужно выполнить, ибо в этом заклю­чена справедливость. Нельзя отступать, уклоняться или бросать свое место в строю. И на войне, и в суде, и повсюду надо исполнять то, что велит Государство-Оте­чество. Демонстрировать же непослушание или, тем бо­лее, учинять насилие над матерью или над отцом, а тем паче над Отечеством — нечестиво.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 467 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)