АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Социальная нормативность и типы господства

Прочитайте:
  1. Бронхолегочная дисплазия у детей. Медико-социальная экспертиза
  2. Бронхолегочная дисплазия у детей. Медико-социальная экспертиза
  3. Вид профессиональной деятельности: Медико-социальная деятельность
  4. ГЛАВА 17 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ПРОФИЛАКТИКА ВРОЖДЕННОЙ ПАТОЛОГИИ ГЛАЗ
  5. Глава V. Социальная поддержка граждан при возникновении поствакцинальных осложнений
  6. Естественная и социальная детерминация
  7. И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
  8. Медико-социальная реабилитация инвалидов, ее виды.
  9. Медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству, к направлению на МРЭК), диспансеризация
  10. Медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству, к направлению на МРЭК).

Вебер попытался провести отчетливую границу меж­ду правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организаци­онном характере, в наличии организованных групп спе­циалистов-профессионалов — судей, прокуроров, адво­катов. Предназначение стражей закона в том, чтобы строго следить за соблюдением правопорядка и, при необходимости, наказывать виновных, а для этого го­сударство снабдило их всеми полномочиями. Мораль­ные нормы, в отличие от правовых, лишены институ-циальности и осуществляют свои регулятивные функ­ции по-иному.

• 221 •


Вебер разработал концепцию легитимной власти в государстве, обозначив несколько типов легитимного господства. Первый, легальный, заключается в преоб­ладании рациональных принципов управления. Он по­зволяет человеку считать, что он подчиняется не вы­шестоящим индивидам, а законам, под властью кото­рых находятся как управляемые, так и управляющие. Второй тип властвования, традиционный, основывает­ся не столько на законности, сколько на общем призна­нии священного характера старых традиций и древних иерархий. Он включает в себя три разновидности влас­ти — геронтологическую (власть старейшин), патриар­хальную (власть племенных вождей) и патримониаль­ную (власть монарха). Третий тип господства, харизма­тический, обозначает властные отношения, строящиеся на основе личной преданности вождю, государю-полко­водцу, пророку на вере масс в необыкновенную одарен­ность политического лидера. Понятие харизмы (от греч. harisma — высший, божественный дар), использовав­шееся в католической теологии для обозначения осо­бой избранности, отмеченности человека высшей бла­годатью, было социологизировано Вебером и стало ис­пользоваться для характеристик наиболее выдающихся государственных деятелей, полководцев, пророков, от­личавшихся необыкновенными, дарованными судьбой способностями.

Каждому из указанных видов властвования соот­ветствуют свои типы правовых систем. Вебер отдает предпочтение легальному типу, считая его наиболее со­ответствующим духу рациональности, господствующе­му в новое время в западной цивилизации. Чем рацио­нальнее организованы механизмы правовой регуляции, тем эффективнее они решают стоящие перед ними прак­тические задачи. Так обстоит дело с правовым государ­ством, которое создает необходимые условия для того, чтобы граждане делали ставку преимущественно на це-лерациональные (предполагают, что субъекты отчетли­во представляют цели своих усилий, характер допусти­мых средств и возможные реакции социального окру­жения) и ценностнорациональные (означают готовность руководствоваться ясно сознаваемыми мотивами эти-


ческого, религиозного или эстетического характера) модели социального поведения. На рациональной осно­ве возможны приемлемые для цивилизованного сооб­щества комбинации интересов граждан с интересами государства.

Категория идеального типа

Вебер ввел в социологию понятие идеального типа как теоретической модели распространенного социаль­ного явления, интересующего исследователей. Образу­ясь в результате абстрагирования социологического со­знания от множества эмпирических деталей, идеальный тип не только отображает социальную реальность, но и противостоит ей, указывая на то состояние, в котором может или должна пребывать данная реалия, и в этом втором качестве он представляет собой «утопию логи­чески возможного». Идеальный тип возникает в резуль­тате целенаправленных усилий исследовательского мыш­ления, создающего из пестрого хаоса социальных фак­тов логически стройный концептуальный «микрокосм». В зависимости от степени аутентичности и эвристичнос-ти, идеальные типы могут либо напоминать бэконов-ские «призраки» и скорее препятствовать, чем способ­ствовать успешному познанию, либо же успешно функ­ционировать в познавательной практике на протяжении длительного времени. В основе огромного разнообразия теорий, касающихся одного и того же объекта, напри­мер, государства, права, свободы, лежат различные по степени продуктивности идеально-типические модели этих социокультурных форм.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 506 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.002 сек.)