АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Социологема общественного договора

Прочитайте:
  1. Билет 26. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Основные теоретические подходы.
  2. Материальная ответственность сторон трудового договора
  3. Охрана храма и общественного порядка на прилегающей местности
  4. Принцип свободы договора
  5. Расторжение договора.
  6. Социологема современного Левиафана
  7. Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
  8. Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора
  9. Статья 80. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)

Трактат Руссо «Об общественном договоре» открыва­ется фразой, которой суждено было впоследствии пре­вратиться в афоризм: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». То есть в качестве исходной бе­рется все та же антитеза «естественное—общественное». Далее философ излагает свои мысли о причинах этого парадокса. Обращаясь к самой древней и наиболее есте­ственной форме человеческого общежития — семье, Руссо видит в ней модель многих позднейших политических объединений, в том числе и государства, где правители выполняют роль отца, а подданные роль детей и при этом находят способы согласования и сглаживания раз­личных несовпадений своих интересов. Между ними воз­никают гласные и негласные договоренности о совмест­ных действиях и о взаимоподдержке. Руссо берет эту модель за основу будущих государственных структур. Он формулирует нормативный тезис о том, что в госу­дарстве законная власть должна опираться не на право сильнейшего, а на обоюдную договоренность сторон.

Анализируя проблему власти в государстве, Руссо обращается к вопросу о ее соотношении со свободой. Он


вспоминает мысль Г. Гроция о том, что частное лицо может отдать свою свободу и добровольно сделаться ра­бом другого человека. Подобным же образом и весь на­род способен вручить свою свободу королю, полностью подчинившись его власти. Руссо возражает против этого утверждения. По его мнению, даже если человек и готов отдать свою свободу в чьи-либо руки, он, тем не менее, не вправе распоряжаться свободою своих детей, ибо они рождены свободными и их свобода принадлежит только им. Никто кроме них самих не может распорядиться их свободой, в противном случае это противоречило бы ис­ходным принципам естественного права, которые запре­щают человеку отрекаться от своей свободы.

Одновременно Руссо предпринимает попытку взгля­нуть на связанные со свободой проблемы развития циви­лизации с другой стороны. Он считает, что разобщен­ные, разбросанные по земле небольшие группы людей не смогли бы выжить в суровых условиях. Возможность их спасения заключалась в объединении сил. На основа­нии взаимных договоренностей стали возникать разно­образные союзы, позволявшие людям концентрировать общие силы и противостоять внешним опасностям. Са­мыми крупными из них стали государства, обладающие огромным коллективным «телом» и сильной волей. Если кто-либо отказывался повиноваться повелениям государ­ства, оно принуждало его к этому посредством своих законов и органов правопорядка. Учреждение законов, однако, не лишало граждан свободы, поскольку повино­ваться юридическим предписаниям — это и означает быть свободным. Но относится это лишь к цивилизованным гражданам, живущим в демократических государствах с гуманными законами. В таких государствах человек утрачивает свою прежнюю естественную свободу огра­ниченного полуживотного, обретая взамен ее граждан­скую и моральную свободу мыслящего субъекта.

Социальная жизнь способна достичь приемлемой сте­пени упорядоченности, если будет строиться на договор­ных началах. Общественный договор заключают все граж­дане государства между собой. Каждый человек переда­ет свою личность и все свои силы под высшее руководство общей воли и в результате превращается в частицу еди-


ного целого. Эта конвенция сплачивает индивидов не в механическую массу-конгломерат, а в органическую, жиз­неспособную целостность цивилизованного сообщества. Согласно заключаемым конвенциям, человек обменива­ет остатки естественной свободы на свободу и права граж­данина цивилизованного государства. Народы вручают правителям полномочия на руководство ходом государ­ственной жизни, создание законов и контроль за их прак­тической реализацией в повседневной жизни. Обществен­ный договор, в результате которого возникает государ­ство, не разрушает естественного равенства, а лишь заменяет его равенством граждан перед законом. Он же создает предпосылки того, что личная безопасность, сво­боды и права граждан будут гарантированы основанным на конвенциях правопорядком.

Примечательна та характеристика, которую Руссо дает России и русскому народу как участнику общего процес­са развития мировой цивилизации. Он утверждает, что русские никогда не станут истинно цивилизованными из-за того, что были вовлечены слишком рано в процесс «цивилизирования». По его мнению, Петр I не был ис­тинным гением, а обладал только лишь подражательным талантом, поэтому многое из сделанного им было не к месту. Он не хотел понять, что его дикий народ еще не созрел для уставов гражданского общества. Вместо того, чтобы начать постепенно приучать свой народ к сложно­стям гражданского состояния, он пожелал сразу, единым махом его просветить, превратить в подобие немцев и англичан. Этим он помешал русским остаться самими собой, сохранить свое национальное своеобразие.

В адрес России можег считаться обращенным и суж­дение Руссо об оптимальных размерах «социального тела» государства. Подобно тому, как природа устано­вила естественные пределы роста и силы хорошо сло­женного человека, существуют естественные пределы размеров и силы для отдельного государства. Его гео­графическое и политическое «тело» не должно превы­шать меру, за чертой которой оно будет уже не нара­щивать силу, а терять ее. В огромном государстве из-за больших расстояний будет затруднено административ­ное и политическое управление. Оно будет требовать

• 169 •


огромного количества государственных чиновников, к торых народу придется содержать. У граждан, никогда не' видевших в лицо своих правителей, ослабнет привязан­ность к ним. В итоге слишком большое политическое «тело» может оказаться перед опасностью разрушения из-за собственной тяжести. Поэтому цивилизованному госуда ству не следует стремиться к увеличению своих размеров.

Ф. САВИНЬИ:


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 495 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)