АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Д. ЮМ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ПРИВЫЧКИ

Прочитайте:
  1. Воздействие вредной привычки на организм
  2. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
  3. Вредные привычки
  4. Вредные привычки
  5. Вредные привычки.
  6. Вредные привычки.
  7. Есть ли у вас вредные привычки?
  8. За дурные привычки мы наказаны, а за добрые - вознаграждены
  9. История этой вредной привычки

Давид Юм (1711-1776) — английский философ, ис­торик, публицист. Не имея возможности получить уни­верситетское образование, приобрел обширные позна­ния путем самообразования. Создал 8-томную «Исто­рию Англии».

Основные труды: «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам» (1740); «Опыты» (1741); «Ис­следование о человеческом познании» (1748); «Исследо­вание о принципах морали» (1752); «Диалоги о есте­ственной религии» (были опубликованы посмертно в 1779 г.).

Юм исследовал проблему власти с позиций историз-! ма, утверждая, что патриархальная семья с авторитетом отца и институт племенных вождей явились теми перво­начальными формами, из которых развился институт государственности. Имея своей целью обеспечение соци­ального порядка и соблюдение справедливости, власть правителя стала универсальным признаком цивилизо­ванного общежития и единственной реальной силой, спо­собной гарантировать гражданам их естественные права и свободы.

Устойчивая привычка масс подчиняться монарху и правительству сообщает власти легитимный характер традиционалистского вида. Юм придает особое значе­ние такому психологическому феномену, как привыч­ка, что позволяет ему избегать стереотипов теории об­щественного договора, представлявшихся ему несостоя­тельными.

Как историк он не мог не принимать во внимание того факта, что практически все европейские правитель­ства пришли в прошлом к власти через насилие, завое­вания и перевороты. Достаточно долго пребывая во гла­ве государств, правители принудили подданных считаться с их властью. В итоге действительно возникла привычка подчиняться именно данной династии. Чем продолжи­тельнее оказывалось подобное подчинение, тем глубже проникал стереотип традиционной легитимности в со­знание масс.

• 171 •


И. БЕНТАМ: УТИЛИТАРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Иеремия Бентам (1748—1832) — английский соци­альный мыслитель. Окончил Оксфордский университет. В России, где его брат служил генералом, по согласова­нию с князем Потемкиным пытался реализовать свой проект строительства рациональной тюрьмы «Панопти­кум». Ему принадлежат сочинения: «Введение в прин­ципы морали и законодательства», «Паноптикум», «Ос­новные начала уголовного кодекса» и др.

Бентам вошел в историю как создатель основ утили­таристского учения, опирающегося на принцип полез­ности. В своих трудах попытался последовательно про­вести идею тождества пользы и удовольствия, а также мысль о том, что главная цель развития цивилизации состоит в максимизации меры и массы общей пользы путем установления гармонии между индивидуальными и общественными интересами.

Бентам считал, что каждый человек должен при со­блюдении норм морали и права руководствоваться прин­ципом взвешенного сопоставления возможных удоволь­ствий и вероятных страданий, которые его ожидают в результате. Сводя интересы общества к сумме интересов отдельных индивидов, Бентам утверждал, что частное стремление каждого человека заботиться только о себе ведет в конечном итоге к увеличению общей суммы счас­тья в государстве. Он видел в либеральных ценностях, свободной торговле, расширении избирательного права путь к процветанию государств. Выступал с резкой критикой теории общественного договора Ж. Ж. Руссо за ее способ­ность пробуждать в массах бунтарские настроения, нару­шающие стабильность общественной жизни, наносящие существенный вред гражданам и государству и в итоге уменьшающие общую сумму жизненных удовольствий.

Т. МАЛЬТУС: НЕГАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — английский мыслитель. Был священником англиканской церкви, про­фессором истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, одним из основателей Лондон-

• 172 •


ского клуба политической экономии. Идеи его сочине­ния «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на бла­годенствие человеческого рода» (1798) нашли многочис­ленных приверженцев среди западных теоретиков и по­литиков. Известно, что концепция его главной книги сложилась у Мальтуса в полемике с отцом, привержен­цем идей Ж. Ж. Руссо и У. Годвина.

Социальная футурология Мальтуса исходит из того, что в будущем человечество обречено столкнуться с уг­рожающими его существованию проблемами, от кото­рых его не спасут никакие общественные реформы. Наи­более сложные и опасные из этих проблем возникнут в результате обострения противоречий между возрастани­ем численности населения в геометрической прогрессии и увеличением средств существования в арифметичес­кой прогрессии.

Основными средствами, способными приостановить это обострение, являются негативные факторы, тормо­зящие рост населения — войны, социальные катастро­фы, преступность (убийства), болезни, эпидемии, нище­та, голод и т. п. Гуманизм, при всех его прекрасных свойствах, чреват множеством отрицательных послед­ствий. Различные проявления филантропии, взаимопо­мощи, поддержки, благотворительности лишь будут спо­собствовать перенаселению. Люди должны проникаться сознанием серьезности опасности, угрожающей им и бу­дущим поколениям. Поэтому превентивными средства­ми, смягчающими действие негативных факторов, сле­дует считать нравственную самодисциплину, практику целомудрия, сексуального воздержания до вступления в брак; этику индивидуальной ответственности за содер­жание семьи.

Если сам Мальтус как священник считал неприем­лемыми искусственные средства сокращения рождае­мости (контрацепция, аборты), то его последователи стали рассматривать их как важный инструмент сни­жения роста населения. С позиций мальтузианства тор­мозом роста численности народонаселения является практика снижения заработной платы, падение ее уровня ниже прожиточного минимума. Оптимальной является

• 173 •


модель действия «железного закона заработной платы», предполагающего равенство зарплаты прожиточному ми­нимуму. Мальтузианство считает недопустимыми по­литико-экономические меры борьбы государства с бед­ностью, поскольку в результате возникает эффект, про­тивоположный ожидаемому: население возрастает, а бедность сохраняется.

Р. ОУЭН: УТОПИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

Роберт Оуэн (1771-1808) — английский мыслитель, социалист-утопист. Испытал влияние идей французско­го Просвещения и английской экономической науки. Пытался реализовать на практике свои замыслы и осно­вал несколько коммунистических колоний в США и Анг­лии. В своих сочинениях «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человеческого ха­рактера», «Книга о новом нравственном мире», «Рево­люция в сознании и деятельности человеческого рода» Оуэн стремился доказать, что социальное поведение лю­дей детерминируется исключительно внешними обстоя­тельствами. Человек не обладает свободой воли и не может воспрепятствовать тем причинным воздействи­ям, которые оказывает на него экономический строй. Ему нельзя вменять в вину пороки и преступления, он не заслуживает наказаний, поскольку зло исходит не от него, а от несправедливого порядка вещей. Путь к из­бавлению общества от зла пролегает через установление новых, справедливых отношений между людьми. Чтобы побудить их к избавлению от пороков, необходимо апел­лировать к их разуму.

Подобно французским просветителям, Оуэн был убежден во всесилии рационалистически сконструиро­ванных преобразовательных программ и в готовности человека послушно следовать рассудочным предписа­ниям. Он был уверен, что стоит лишь преодолеть заб­луждения и невежество, проникнуться сознанием ис­тинности и разумности социалистических идей, как откроется реальная возможность для утверждения спра­ведливого общественного строя с обобществленными

• 174*


средствами производства, отсутствием эксплуатации, равной для всех мерой труда и потребления. В специ­альных трудовых колониях будет царить идеальный порядок, исчезнут пороки и преступления. С исчезно­вением социально-экономических стимулов для куль­тивирования злых чувств наступит время господства солидарности, милосердия и любви.

А. ДЕ СЕН-СИМОН:


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 508 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)