АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Феномен деспотического «сверхпорядка»
Для Франка понятие деспотизма — категория политическая, социологическая и морально-правовая. С позиций морали и права деспотизм — это возможность и привилегия неограниченного господства для одних и обязанность беспрекословного повиновения для других. Некогда античное сознание было убеждено в законности естественного неравенства людей — взрослых и детей, мужчин и женщин, эллинов и варваров, свободных и рабов. Эта убежденность требовала, чтобы одни повелевали, а другие повиновались. Позднее христианство опровергло эту
• 355 •
точку зрения, выступив за равенство всех и за недопустимость любых форм деспотической власти одних людей над другими. В новое время появился взгляд, согласно которому неограниченное господство допустимо в виде опеки над определенными категориями людей ради их же блага. Его сторонники утверждают, что во имя достижения отдаленных благих целей народам необходимо иметь разумных наставников, которые вели бы массы по пути прогресса. Этот патерналистский аргумент, впервые появившийся еще у Платона, был в XIX в. подхвачен О. Контом, а затем К. Марксом. Именно он стал служить наиболее распространенным обоснованием допустимости деспотизма властей и бесправия масс. На нем была построена идеология тоталитарного «сверхпорядка» с ее недоверием к стихийному характеру непосредственной жизни. Он питал уверенность лидеров в причастности к высшему знанию ими истинных целей и верных путей к ним, а также сообщал им убежденность в их праве вести всех за собой. Если слепец движется к пропасти, необходимо заставить его изменить направление словами, а если он не внемлет, то и действиями. Так и слепую толпу следует вести за зрячими лидерами. В основе идеи социального «сверхпорядка» оказался догмат непогрешимости лидеров-вождей, выполняющий роль идейно-психологической предпосылки деспотического господства.
Когда Руссо обосновывал необходимость демократического деспотизма, он опирался на утверждение о том, что «общая воля» лидирующего большинства всегда ближе к истине. Вдобавок к указанным доводам существуют и религиозно-этические обоснования деспотизма. Если любовь к Всевышнему, предполагающую неравенство человека и Бога, перенести на землю, то возникнет отношение деспотического господства и рабского служения. Не случайно деспоты часто присваивали себе роль земного бога. А между тем старая библейская мудрость издавна предостерегала об опасности отождествления земного с божественным. Поскольку божество не связано никакими земными, нравственными законами, то и деспот, возомнивший себя божеством, начинает считать себя свободным от этих законов.
П. Н. МИЛЮКОВ:
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
КАК ЦЕЛЬ ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ
Павел Николаевич Милюков (1859-1943) — русский социолог, историк культуры, политический деятель. Окончил Московский университет; после прочтения обязательной публичной лекции на тему «Юридическая школа русской историографии» был оставлен при кафедре В. О. Ключевского для подготовки к профессорскому званию. Подготовил диссертацию «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого» (1892). Был депутатом Государственной Думы, одним из создателей партии кадетов, министром иностранных дел во Временном правительстве. Эмигрировал из России в 1920 г.
Основные сочинения: «Разложение славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Вл. Соловьев» (1893); «Очерки по истории русской культуры» (1896—1903); «Интеллигенция и историческая традиция» (1910); «История второй русской революции» (1921—1924); «Эмиграция на перепутье» (1926); «Россия на переломе» (1927); «Республика или монархия» (1929)и др.
Методология
Милюков считал, что наибольшей методологической ценностью обладают социологические принципы, разработанные О. Контом, Г. Спенсером, Дж. Миллем, позволяющие выявить закономерности в смене исторических стадий общественных организмов. Его привлекал метод единства социологической индукции и социологической дедукции, берущий свое начало у Ф. Бэкона и Р. Декарта и позволявший на конкретном фактическом материале демонстрировать действие исторических закономерностей.
Милюков предпринял попытку обобщить теоретические достижения представителей российской юридической школы («государственной школы»), обратив внимание на такие исходные методологические принципы их социально-исторического видения социально-правовой реальности, как процессуально-динамическое понимание
• 357 •
социальной жизни, умение рассматривать ее в динамш исторического развития и изображение социальной ис-' тории как смены одних политических и правовых форм другими. Милюков отметил важную особенность эволюции методологических позиций государственной школы, состоявшую в постепенном переходе на позиции позитивизма.
История
Всемирная история — процесс взаимодействия многих национальных организмов, в каждом из которых идут собственные изменения в виде развития культурных традиций и снятия противоположностей материального и духовного в новых формах культуры и цивилизованности. Россия в своем развитии-включена в общий исторический поток социальной эволюции и вынуждена двигаться по стопам Европы, чтобы миновать те фазы, через которые европейские народы и государства уже успели прочли. Это обязательное условие социального созревания ее национального организма, включающего такие элементы, как государственность, сословный строй, церковь и веру, школу, образование, искусство, литературу.
Политическим идеалом Милюкова являлось правовое государство. России еще предстояло пройти значительный исторический путь для его достижения. Гипертрофия автократической государственности и фактическое отсутствие гражданского общества препятствовали реализации этого идеала.
П. И. НОВГОРОДЦЕВ:
СОЦИАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА
ДОЛЖНОГО И СУЩЕГО
Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) — русский социальный философ. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1904 г. ординарный профессор кафедры энциклопедии права и истории права Московского университета. В период с 1906 по 1918 г. ректор Московского высшего коммерческого института. Был членом партии кадетов, избирался в ее ЦК. В 1920 г. эмигрировал из России. В Пражском университете осно-
нал русский юридический факультет. Основные сочинения: магистерская диссертация «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба» (1897); докторская диссертация «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: два типических построения в области философии и права» (1902); «О задачах современной философии права», «Кризис современного правосознания» (1909); «Оправе на существование», «Политические идеалы древнего и нового мира» (два выпуска 1910, 1913); «Лекции по истории философии права. Учения нового времени XVI-XVIII и XIX веков» (1912).
Согласно Новгородцеву, социальная среда имеет косную, инертную природу и выполяет по отношению к личности охранительную функцию. Для личности воздействие среды тягостно и принудительно, поэтому она всегда стремится уйти из-под ее гнета, преодолеть установленные социальные ограничения и вырваться в пространство свободы, на простор социального творчества. Издавна многие мыслители мечтали о взаимопроникающем единении начал социальной солидарности и индивидуальной инициативы, но полная их гармония всегда будет оставаться идеалом.
Новгородцев ратовал за необходимость возрождения естественно-правовой философии и за применение методологических принципов учений Канта и Гегеля к анализу социально-правовых проблем. Рассматривал разум как автономное духовное начало, способное служить источником нравственного и правового долженствования, средством противодействия кризисным, нигилистическим тенденциям в общественной практике.
Нравственные и естественно-правовые нормы способны, в силу их абстрактно-отвлеченнного характера, служить в самые смутные времена, когда торжествует релятивизм, в качестве критериев, позволяющих оценивать степень правомерности и справедливости различных социально-политических акций. Эту же роль играют идеалы, метафизическая природа которых открывает широкую историческую перспективу и позволяет им выступать ориентирами, которым не грозят переоценки социальных ценностей, происходящие в революционные эпохи.
• 359 •
С. Н. БУЛГАКОВ:
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 502 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|