АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Бессознательные влечения

Прочитайте:
  1. Извлечения из Терминологического словаря
  2. Развлечения.
  3. Разновидности извлечения плода
  4. Суперовуляция. Способы извлечения эмбрионов
  5. Тема: «Водные извлечения из сырья, содержащего сердечные гликозиды, алкалоиды. Приготовление водных вытяжек с использованием экстрактов-концентратов».

Психоанализ рассматривает бессознательное как сти­хию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрес­сивно-оборонительных импульсов и влечений, способ­ных не только обеспечить жизнедеятельность индивида и рода, но и служить глубинным основанием анорматив-ного, противоправного поведения. Фрейд указал на два основных средства, позволяющих сглаживать остроту

• 249 •


столкновений бессознательного с нормативными огра­ничениями цивилизованной социальности — стихийно возникающее и сознательно культивируемое. Первое — это сублимация, как метод трансформации инстинк­тивно-сексуальной энергии в социально-деятельностную, практически-преобразовательную, познавательную, ху­дожественную, политическую и т. д. Второе — специ­ально разработанная методика психоанализа, представ­ляющая собой систему психотерапевтических средств. Поздний Фрейд значительное внимание уделял двум основополагающим бессознательным началам — Эросу как «инстинкту жизни» и Танатосу как «инстинкту смерти». Он полагал, что в человеке присутствует бес­сознательное стремление к возвращению всего живого в его первоначальное, неорганическое состояние, то есть «воля к смерти», потребность в разрушении собствен­ной и чужих жизней. Противоречия между «волей к жизни» и «волей к смерти» определяющим образом воздействуют на социальное поведение людей, создают широкий спектр духовных, моральных, правовых и про­чих проблем.

Бессознательное — это область глубинных психичес­ких процессов, протекающих вне контроля сознания и представленных в духовной деятельности и социальном поведении человека разнообразными проявлениями по­ложительного и деструктивного характера. У малень­ких детей с едва начавшим развиваться сознанием все проявления бессознательного находятся как бы на по­верхности. Последующая социализация, воспитание, об­разование, приобретение навыков цивилизованного, куль­турного, законопослушного поведения напоминают про­цесс надстраивания над «подвалом» бессознательного многих этажей социальных и духовных качеств. В итоге бессознательное оказывается на самом «дне» психики, где продолжает жить своей скрытой от всех жизнью. Являясь психической универсалией, оно пронизывает все виды и формы человеческой жизнедеятельности от элементарных жизненных актов до самых возвышен­ных форм научно-художественного творчества. Бессоз­нательное — психоантропологическое основание, на почве которого формируются ментальные, ценностные и нор-

•250>


мативные структуры человеческого духа. Оно способно заявлять о себе не только в виде творческого вдохнове­ния или нейтральных формах сновидения, но и в опас­ном для окружающих виде немотивированной агрессив­ности, в форме девиаций, деликтов и преступлений. Сколь бы эти структуры ни противоречили в своих уст­ремлениях витальной природе бессознательного и ни пытались оторваться от его детерминирующих воздей­ствий, они все же существуют в огромной степени благо­даря ему, как крона существует благодаря скрытым в земле корням. Если бы социальное поведение людей не испытывало на себе воздействия бессознательного, то любая из акций представляла бы собой рационально оформленный, поддающийся достоверному прогнозиро­ванию поведенческий автоматизм «человека-машины». Бессознательное чрезвычайно усложняет поведение, ли­шает его стопроцентной предсказуемости.

Подавленные бессознательные влечения способны порождать неврозы и состояния фрустрации с характер­ным для них негативным и даже откровенно враждеб­ным отношением человека к морально-правовым запре­там, мешающим ему реализовать свои агрессивные ин-.тенции. Бессознательные агрессивные импульсы далеко не всегда доводятся до сознания индивида и могут быть 'неясны ему в силу их значительного отличия от рацио­нальных, отчетливо осознаваемых мотивов. Человек мо­жет с удивлением обнаружить их в себе, и у него будут все основания для того, чтобы не считать их принадлеж­ностью своего «я» из-за их очевидной чужеродности. Подобные коллизии обнаруживают, что люди иногда сами не в полной мере понимают, что их толкнуло на тот или иной поступок, поскольку между сознанием и бессозна­тельным оказывается барьер, за который ни рассудок, ни разум не в состоянии проникнуть. Чаще всего бессоз­нательное выступает как темный двойник сознательно­го «я», как его тайная, повсюду за ним следующая тень, способная провоцировать на агрессивно-криминальные действия. В глубинах бессознательного дремлет намять о диком, первобытном прошлом и для этой дремлющей энергии наиболее предпочтительными формами разряд­ки являются борьба, насилие, разрушения.

• 251 •


 


 

Двоение психической жизни на сознательную и бессоз­нательную — один из самых драматических сюжетов че­ловеческого бытия, сопровождающийся множеством серь­езных коллизий, которые по своей остроте и напряженно­сти способны достигать уровня настоящих драм и трагедий. Если рассматривать проявления бессознательного в нор­мативном аспекте, то обнаруживаются четыре их типа:

1) внеморальные, то есть не подлежащие этическим
оценкам;

2) подлежащие этическим оценкам, но при этом не
выходящие за рамки моральных норм;

3) нарушающие нормы морали (проступки, пороки);

4) нарушающие нормы права (преступления).

«Комплекс Эдипа»

Изображая бессознательное как стихию инстинктив­ных, сексуальных и агрессивно-оборонительных импуль­сов, ощущений, влечений, идущих из глубин психики и обеспечивающих жизнедеятельность человеческого орга­низма, Фрейд уделил особое внимание сексуальному ин­стинкту. Согласно его концепции, сексуальные потреб­ности человека обнаруживают себя уже в раннем дет­стве. Поначалу они не имеют внешних объектов и направляются ребенком на самого себя. Эту возрастную стадию Фрейд назвал «нарциссизмом», имея в виду юно­шу Нарцисса из греческих мифов, увидевшего свое ото­бражение в зеркальной глади водоема и влюбившегося в него. Вторая возрастная фаза развития сексуальности предполагает, что влечения рэбенка устремляются на родителей. При этом у мальчиков влечение к матери сопровождается агрессивными, соперническими чувства­ми к отцу. Фрейд называет это психологическое состоя­ние «комплексом Эдипа». У девочек аналогичное стрем­ление к отцу и агрессивное отношение к матери получи­ло в работах последователей Фрейда название «комплекса Электры» (по имени героини древнегреческих мифов, которая, мстя за своего отца Агамемнона, участвовала в убийстве своей матери Клитемнестры). Оба комплекса присутствуют в подсознании каждого человека и способ­ны влиять на его судьбу. В обычных, нормальных усло­виях социализации сын, становясь взрослым, как пра-

•252 •


вило, направляет свое влечение на других женщин. Од­новременно он усваивает отцовские поведенческие сте­реотипы, соглашается, внутренне сживается с исходя­щими от отца повелениями и запретами и, в конечном счете, избавляется от чувства соперничества с отцом.

Фрейд выдвинул любопытную гипотезу историческо­го происхождения «комплекса Эдипа». Согласно ей, не­когда в далеком прошлом в варварской орде господство­вал жестокий и своенравный отец. Притесняемые им сы­новья однажды сговорились и убили тирана. Но после того, что свершилось, они вместе с радостью освобожде­ния от отцовского деспотизма испытали чувства вины и раскаяния. С одной стороны, их радовало, что женщины, ранее принадлежавшие отцу, теперь принадлежали им. Но то обстоятельство, что убитый являлся их отцом, рож­дало раскаяние. Боязнь самим повторить впоследствии судьбу отца, а также чувство вины заставили сыновей ввести запреты-табу на убийства родственников и на кро­восмесительные связи. В результате архаическая психи­ка, прежде целостная, непротиворечивая в своей перво­бытности, теперь оказалась в состоянии внутреннего кон­фликта: с одной стороны, в человеке жили агрессивные и кровосмесительные побуждения, а с другой, он вынуж­ден был подчиняться введенным социальным запретам. Подсознательные импульсы толкали к преступлениям, но вновь образовавшаяся психическая структура, назван­ная Фрейдом «сверх-Я» и являвшая собой первоначаль­ную форму совести, удерживала от опасных шагов.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 599 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)