СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и модерна. Как рациональные методологические модели высокой степени обобщенности, обладающие императивной силой для исследователей, эти парадигмы предписывали или продолжают предписывать разработку конкретных проблем социальной теории в русле определенных исходных мировоззренческих и познавательных принципов.
Функциональное своеобразие парадигм заключается в их способности к параллельному сосуществованию в социокультурном времени-пространстве с попеременным доминированием какой-либо одной из них. Так, социокультурная триада парадигм классики, модерна и постмодерна подчинена историческому ритму маятниковых колебаний. Если первые две парадигмы обозначить двумя крайними точками, то между ними обнаруживается амплитуда колебаний исторического маятника. Эта амплитуда, если ее брать в тот момент, когда маятник двигался от «пункта» классики к «пункту» модерна, служит графическим обозначением маргинальной стилевой формы, обозначаемой понятием протомодерна. Когда же маятник устремился в противоположном направлении от модерна к классике (неоклассике), то он оказался в социокультурном пространстве постмодерна.
Каждая парадигма обладает свойством доводить до логического конца все имеющиеся в ее распоряжении творческие ресурсы и потенциалы. Так, классика довела до конечного пункта логику нормативности, пафос дисциплинарности. Модерн выявил все доступные созерцанию и пониманию творческие резервы анорматив-ности.
1 Парадигма (греч. paradeigma — образец, пример) — система мировоззренческих, методологических, нормативно-ценностных установок, предписывающих теоретическому сознанию решать научные проблемы строго определенным образом.
Некогда, на исходе средневековья Фома Аквинский создал трактат «Сумма теологии», в котором попытался дать завершающую, «суммарную» формулу социокультурного, духовного опыта, накопленного европейской христианской цивилизацией за предыдущее тысячелетие. Аналогичным образом на историческом излете эпохи классики должны были появиться подобные «Суммы». И они действительно возникли. Самым характерным оказалось то, что их возникновение имело авторскую мотивацию именно такого же рода, как и в «Сумме теологии» Аквината. В философии XIX в. на роль подобной «суммы» могла бы претендовать грандиозная гегелевская система. В европейской литературе — это масштабные эпопеи Бальзака и Золя. В русской литературе — это начатый, но не завершенный Достоевским проект многотомного сверхромана «Житие великого грешника» и т. д.
ПАРАДИГМА КЛАССИКИ.
ОСОБЕННОСТИ
КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Обозначим наиболее характерные особенности классической эпохи, ее цивилизации и культуры, имеющие определяющее влияние на формирование методологического инструментария социальных исследований.
Парадигма классики:
1) совпала в своем развэртывании и в логике самооб наружения своих духовных возможностей с историей доиндустриального общества и длилась в Европе, начи ная с «осевого времени» (VIII—II вв. до н. э.) до середи ны XIX в.;
2) не культивировала тоталитарных форм социаль ности, относилась к ним как к чему-то экзотическому в теории (жанр утопии) и эпизодическому, периферий ному в политической практике (например, империя инков);
3) имела разработанную, дифференцированную, по лиморфную систему устойчивых стилевых качеств и при знаков, отчетливо обозначившихся в содержании ряда
■36
гаких «больших» стилей, как ренессанс, барокко, классицизм, рококо, романтизм и т. д.;
4) вектор классических культуротворческих интен ций был устремлен в направлении от хаоса к порядку; в классическом сознании доминировала уверенность в продуктивности порядка и гибельности хаоса, который рассматривался как начало, враждебное человеку, куль туре, цивилизации;
5) классический культурный космос — мир строгой нормативности запретительного характера; царящему в нем духу дисциплинарности соответствовал политико- юридический тезис «запрещено все, что не разрешено»; доминирующими парадигмами, при помощи которых в западном культурном сознании строились картины мира, выступали теодицея и антроподицея;
6) логика теоретической изобразительности была ус тремлена по направлению к симфонизму, позволявшему упорядочивать материал, подчинять его строгим компо зиционным нормам;
7) социальное знание стремилось к системности;
8) всякая мысль, в каком бы тексте — философском, юридическом, педагогическом или художественном — она ни присутствовала, никогда не представала в своей изначальной, вненормативной «наготе», а непременно была облачена в социокультурные «одеяния» из множе ства нормативных условностей;
9) господствовала вера во всесилие рационального мышления, переходящая в устойчивый эпистемологи ческий оптимизм, рассчитывающий в любом фрагменте реальности непременно обнаружить либо типовые зна чения, либо эксклюзивные смыслы и при этом приори тетное место отводилось первым;
10) была привязана к традициям;
11) характеризовалась общей конструктивной устрем ленностью к культуротворческой деятельности; на про тяжении всей классической эпохи, от Платона до Геге ля, социологическое знание развивалось в единстве с метафизикой; плоды метафизического воображения пре обладали над результатами эмпирического познания, а метафизическая дедукция довлела над практикой ин дуктивных обобщений.
• 37 •
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА
КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Традиционное общество — это исторически первая форма цивилизованного социума, пришедшая на смену патриархально-родовому, догосударственнному, доправовому, естественному состоянию и отличающаяся абсолютным доминированием аграрной экономики. По отношению к нему используется также определение «доиндустриальное общество», поскольку традиционное общество имеет свойство трансформироваться в общество индустриальное.
В марксизме концептуальный аналог традиционного общества именуется докапиталистическим обществом, включающим две исторические ступени — рабовладельческую (античный социум) и феодальную (средневековый социум).
Сущностные признаки традиционного общества:
1) преобладание натурального хозяйства, слабая раз витость рыночных отношений;
2) устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;
3) господство традиционных форм социального пове дения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;
4) доминирование в ранних его фазах духа патриар хальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженно го трансгрессивного духа и стремления к противопо ставлению индивидуального «я» общинному «мы»;
5) высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социаль ная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6) отсутствие специальных общественных механиз мов по культивированию пространства социальной и ду ховной свободы;
7) жесткая иерархическая поляризованность струк туры социума, состоящего не из равноправных граждан, а из вертикально ориентированных социальных диад противоположных сословий и слоев — землевладельцев
и крестьян, сеньоров и вассалов; существование правовых ограничений (чаще всего на базе норм обычного права), препятствующих переходам индивидов с одного уровня на другой;
8) преимущественная опора институтов государствен ной власти на механизмы внеэкономического принуж дения; активное использование авторитета религии для укрепления политического господства властвующих субъектов;
9) сакрализованный характер абсолютного большин ства политико-правовых акций, осуществляемых госу дарственными институтами;
10) единство политических стратегий светской и цер ковной власти, чьи институты увенчивают социальную пирамиду;
11) высокий авторитет духовенства и важная роль института церковного суда в социальной жизни;
12) преобладание монархического типа властвования над всеми остальными в силу его близости стереотипам патриархального мировосприятия и мироотношения.
РЕНЕССАНС — ПЕРВЫЙ КРИЗИС
ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
j" Ренессансом (от франц. renaissance, итал. rinasci-I mento — возрождение) именуется эпоха с XIV по XVI в. * в истории европейской цивилизации и культуры. Тер-| мин «возрождение» был введен в середине XVII в. итальянским художником и историком искусства Джорджо < Вазари. В своем фундаментальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он противопоставил два стиля — средневековый, «варварский», не имевший представлений об истинной красоте, и новый, возникший на основе обращения к античным образцам художественного совершенства и фактически возродивший их.
В середине XIX в. швейцарский историк искусства Я. Буркхардт, автор известного исследования «Культура Возрождения в Италии» отделил Ренессанс не только от предшествовавшей ему средневековой культуры, но и от пришедшего ему на смену стиля барокко. Таким образом,
ренессансная культура обрела достаточно определенную ] локализованность в социальном пространстве и времени. Она предстала как исторический симбиоз трех начал — античного, средневеково-христианского и собственно ре-нессансного. Слившись воедино, они породили удивительный по своей выразительности и одухотворенности культурный стиль. Греко-римский натурализм вместе с христианским спиритуализмом оказались подчинены стремлению искать высшую красоту не на небесах, а на земле.
В Италии, на своей родине, Возрождение прошло несколько этапов. Первый период — XIII век («треченто») или Проторенессанс (букв, «предренессанс»). Второй период — XIV век («кватроченто») или раннее Возрождение. Третий период — XV век («чинквеченто») вобрал в себя фактически два этапа — высокое и позднее Возрождение, когда создавали свои шедевры крупнейшие итальянские мастера Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Джорджоне.
На протяжении Ренессанса совершался переход от феодального средневековья к современному типу западной цивилизации, происходила смена типов культуры, систем ценностей и форм миросозерцания. Это была переходная и потому чрезвычайно противоречивая эпоха, когда совершался целый ряд радикальных социокультурных метаморфоз в европейском нормативно-ценностном сознании. И хотя К. Ясперс утверждал, что сущность Ренессанса, где бы он ни заявлял о себе, состоит в том, что в культуре возникает воспоминание о возможностях и ценностях «осевого времени» и желание возродить их, все же инновационное начало в нем доминирует над традиционным, консервативно-ретроспективист-ским. Новообразующаяся цивилизация, пытающаяся припасть к своим истокам, приобщиться к ценностям «осевого времени», в итоге получает мощный творческий импульс для своего дальнейшего развития и энергично устремляется вперед.
Основные социокультурные метаморфозы, сопутствовавшие Ренессансу:
1) изменилась модель мироздания — средневековая картина конечной Вселенной сменяется умозрительной
•40«
моделью бесконечного Космоса, возникла идея самодвижения космической материи, в результате которой исчезает необходимость в Боге как перводвигателе и первоисточнике миропорядка;
2) произошла смена моделей культуры — человек поставил себя в центр мироздания, теоцентризм начал уступать место антропоцентризму;
3) заявил о себе новый социокультурный тип лично сти с явно выраженными трансгрессивными наклоннос тями, рвущийся к неизведанному и запретному, страст но жаждущий самореализации и самоутверждения;
4) раздвинулось пространство социальной свободы. Ренессансная и постренессансная мысль обнаружила
острый интерес к тому, что находится «под» структурами человеческого сознания, т. е. имеет субструктурный характер. Это перемещение поиска происходило вместе с утверждением в европейской культуре новой, антропо-центристской модели мировосприятия. Индивидуальное «я» становится главным предметом внимания для мыслителей, писателей, поэтов, художников. Открыв новую главу, западная культура как бы «проваливается» в человека, в глубины разверзшейся перед ее испытующим взором субъективной реальности. Мысль о том, что человеческое сознание представляет собой абсолютную реальность, пребывающую в основании всего сущего, все прочнее утверждается в европейской философии. У Р. Декарта, а затем И. Канта она предстала в виде стремления рассматривать любую предметность не саму по себе, а как данную человеку через сознание и его формообразующие усилия. В XX в. она оформилась в самостоятельный феноменологический метод, который оказался нацелен на отыскание безусловных первоначал всякого знания в глубинах трансцендентального «эго».
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 527 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|