АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ

Томас Гоббс (1588-1679) — английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал ло­гику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время англий­ской революции был сторонником О. Кромвеля. В пери­од реставрации королевской династии Стюартов не пост­радал потому, что среди членов королевского дома были его воспитанники, но главные сочинения философа были запрещены.

Основные труды Гоббса: «Элементы законов, естествен­ных и политических» (1640); «Основы философии» (1640— 1658); «Философские элементы учения о гражданине» (1642); «Левиафан, или Материя, форма и власть госу­дарства церковного и гражданского» (1651); «О свободе и необходимости» (1654); «О теле» (1655); «О человеке» (1658); «Бегемот, или Долгий парламент» (1668) и др.

Социум в доцивилизационном состоянии

Гоббс питал надежду, что его труды, попав в руки просвещенных монархов, помогут тем существенно усо­вершенствовать социальный порядок в государствах. В трактате «Левиафан» (1651) он изложил свое учение о человеке, государстве и праве, назвав государство име­нем библейского чудовища Левиафана. Вопросы допра-вового состояния общества, сущности государства, при­роды права, свободы, необходимости рассматривались в контексте общих философских проблем методологи­ческого, гносеологического, социально-исторического характера.

• 138*


Гоббс изобразил социальную реальность как мир, в котором никто не может чувствовать себя в безопасности, где над каждым висит угроза насильственной смерти и довлеет страх за собственную жизнь. Агрессивность, во­инственность, корыстолюбие движут большей частью че­ловеческих поступков и постоянно порождают антагониз­мы как между индивидами, так и между общностями.

Гоббс считал, что человек от рождения подвержен животным страстям — страху, гневу, жадности, что лю­бовь к себе, а не к другим является неискоренимым и доминирующим мотивом большей части человеческих действий. Именно эгоизм выступает у Гоббса главным стимулом человеческой активности. Если, например, двое людей, равных между собой в своих естественных жела­ниях и потребностях, устремляются к одной и той же вещи, которой невозможно обладать вдвоем, то они не­изменно становятся врагами, между ними устанавлива­ются антагонистические отношения, укладывающиеся в формулу «человек человеку волк».

Впечатления от революции и гражданской войны в немалой степени способствовали формированию концеп­ции человека как существа, более жестокого и агрессив­ного, чем волки, медведи и змеи. Антагонистические отношения между такими существами позволяли каж­дому делать что угодно против кого угодно, создавали социальную атмосферу «войны всех против всех» (bellum omnium contra omnes), где главным средством разреше­ния большинства возникавших проблем и противоречий являлось насилие, где индивиды не желали признавать границ, отделяющих дозволенное от недозволенного.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 521 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)