АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эрих Фромм (1900-1980) — психолог, социолог, философ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигрантов из России. Окончил Гейдельбергский университет. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. Прошел че-
рез увлечения марксизмом, буддизмом и психоанализом. В 1923-1924 гг. обучался в берлинском Психоаналитическом институте. После прихода к власти Гитлера эмигрировал в США. С 1951 по 1967 г. жил в Мехико, где возглавлял Институт психоанализа при Национальном университете. Последние годы жизни провел в Швейцарии.
Основные сочинения: «Бегство от свободы» (1941); «Человек для себя» (1947); «Здоровое общество» (1955); «Искусство любить» (1956); «Современный человек и его будущее», «Дзен-буддизм и психоанализ» (1960); «Концепция человека у Маркса» (1961); «Из плена иллюзий» (1962); «Сердце человека» (1964); «Революция надежды» (1968); «Анатомия человеческой деструктив-ности» (1973); «Иметь или быть» (1976).
На протяжении всей творческой жизни Фромма привлекала тема антропологических оснований зла. Подобно мыслителям прошлого, он видел в зле одно из неустранимых проявлений самой жизни, в которой, наряду с совершенством и гармонией, всегда присутствуют проявления несовершенства и дисгармонии. Принимая метафизические и этические предпосылки классической философии в объяснении истоков зла, Фромм, однако, предпочел идти своим путем, исследуя антропологические, психические и социально-психологические истоки деструктивных форм социального поведения людей.
В фундаментальном труде «Анатомия человеческой деструктивности» Фромму удалось провести глубокое исследование проблем агрессивности.
Типы агрессивности
Фромм выявил два вида агрессии у человека. Первый вид — это оборонительная, или доброкачественная, агрессия, служащая выживанию индивида и рода. Она представляет собой врожденную способность к реагированию на внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. При исчезновении внешней угрозы импульс, побуждающий к подобным реакциям, как правило, затухает. Оборонительная агрессивность, данная живым существам самой природой, является общей для
• 299 •
человека и животных, и ее цель заключается не в разрушении, а в сохранении жизни. Вторая разновидность агрессии, проявляющаяся в формах немотивированной жестокости и деструктивности, называется у Фромма злокачественной. Сопровождающаяся стремлением к максимально возможному разрушительному эффекту, она отсутствует у животных и свойственна только человеку. Злокачественная агрессия не способствует биологическому приспособлению, выживанию и продолжению рода и является, по сути, аномалией. Но, будучи аномальной, она, тем не менее, составляет важную особенность человеческой психики и характерологии. Способная порождать чувство удовлетворения и даже удовольствия у тех, кто мучает или убивает, она представляет собой страсть как биосоциальный феномен, возникающий в результате взаимодействия человеческих потребностей с социальными условиями.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 502 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |
|