АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Деструктивная адаптация

Прочитайте:
  1. XV. АДАПТАЦИЯ К ГИПОКСИИ
  2. Адаптация и компенсация
  3. Адаптация к гипоксии
  4. Адаптация к гипоксии и дизадаптация
  5. Адаптация к изменению силы раздражения
  6. Адаптация к непрерывно длящемуся раздражению
  7. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
  8. АДАПТАЦИЯ КЛЕТОК ПРИ ИХ ПОВРЕЖДЕНИИ
  9. АДАПТАЦИЯ КЛЕТОК ПРИ ИХ ПОВРЕЖДЕНИИ
  10. Адаптация клеток.

В глазах личности социальная действительность мо­жет выглядеть как сфера тотальной аномии, где нет смысла прилагать какие-либо усилия, ибо все равно они будут обречены на провал. Данная позиция подкрепля­ется следующими субъективными факторами:


1) убежденностью, что люди у власти равнодушны к
запросам рядовых граждан;

2) ощущением невозможности достичь своих целей и
решить свои жизненные задачи;

3) ощущением тщетности прилагаемых позитивных
усилий;

4) уверенностью, что никакой существенной поддержки
со стороны государственных институтов ждать не следует.

В результате возникает задача поиска эффективных, но запрещенных моралью и правом средств социального самоутверждения.

Противоречие между силой акцентированного вни­мания к распространенной модели социального успеха (например, в форме богатства) и малой возможностью его достижения при помощи законных средств провоци­рует индивидов на асоциальные, противоправные акции, заставляет преклоняться перед триумфальными победа­ми аморального интеллекта над социально-правовыми нормами и творить кумиров из гангстеров такого масш­таба, как Аль Капоне.

Когда общественное мнение превозносит отдельные модели успеха, а социальная организация резко ограни­чивает возможный доступ к легальным средствам его до­стижения, то в глазах многих ведущим принципом дея­тельности становится девиз «цель оправдывает средства». Чтобы этого не происходило, общество должно прилагать значительные усилия для того, чтобы в сознании людей между целями и средствами образовывалась координаци­онная связь конструктивного, а не деструктивного харак­тера, помогающая индивидуальной психике избегать со­стояний аномии, разорванности, фрустрации.

Социальный порядок современных цивилизованных государств таков, что стимулирует состояния аномии в сознании множества людей. Он делает все, чтобы благо­приятные эмоциональные реакции распространялись не на все области и этапы человеческой деятельности, а лишь на те, что связаны с конечными результатами. Но для поддержания социальной стабильности и избежания ано-мий важно культивировать равномерное распределение эмоций по всем частям причинно-следственных цепочек социальных действий людей разных профессий и занятий.

• 261 •


ДЖ. МИД: СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КАК ТЕАТР СИМВОЛИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Джордж Герберт Мид (1863-1931) — американский социолог, философ, психолог. Основатель нового на­правления в американской социологии, возникшего в 1920-е гг. и получившего название символического ин-теракционизма (от англ. interaction — взаимодействие).

Основные сочинения были опубликованы посмерт­но: «Разум, Я и Общество» (1934); «Философия дей­ствия» (1938).

С позиций символического интеракционизма соци­альная жизнь людей — это грандиозный театр, где ин­дивиды, подобно актерам, совершают различные симво­лические действия, несущие в себе определенные смыс­лы, доступные восприятию других людей и встречающие со стороны тех либо одобрение, либо осуждение. Каждое социальное действие способно нести в себе бесконечное множество самых разных, в том числе взаимоисключаю­щих смыслов. Поэтому в первую очередь важно то, что сам индивид вкладывает в свои действия, какой смысл для него является исходным, определяющим. Действие, в ходе которого человек берет в руки оружие, обретает полномасштабную социальную значимость в зависимос­ти от его мотивов. Мотивы, заставляющие совершить преступление или защитить себя и других от преступни­ка, являются психологическим выражением исходных смыслов социального действия. Любой смысл — это со­вокупность символических значений, и люди пытаются прочитывать эти значения, разгадывать смыслы симво­лических действий друг друга.

Динамика социальной жизни постоянно обновляет содержание символических форм межчеловеческого взаи­модействия, поэтому люди вынуждены регулярно адап­тировать собственные психологические и поведенческие механизмы к символическим стереотипам. Одновремен­но им приходится с той же регулярностью модифици­ровать и модернизировать смыслы общепринятых сим­волов, чтобы совместная деятельность была согласо­ванной и продуктивной. Наиболее распространенной формой символических интеракций является ролевое поведение. Благодаря типовым поведенческим стерео-

•262'


типам, уже многократно апрооироваихи*^.* т людей и несущим в себе устоявшиеся значения и смыс­лы, ролевое поведение выступает надежным механиз­мом социального взаимодействия. Содержащиеся в та­ких стереотипах символические смыслы не вызывают затруднений при их прочтении контрагентами обще­ния и обеспечивают необходимое взаимопонимание. Ролевое поведение обладает значительным регулятив­ным потенциалом и является одним из важнейших ме­ханизмов социального контроля за поведением ин­дивидов.

Мид ввел понятие индивидуальной перспективы. Ее предпосылкой является социальная свобода, предпола­гающая, что реальность открывается индивиду как мно­гообразие существующих перед ним социальных перс­пектив, каждая из которых — это возможность всту­пать в различные системы взаимодействия, выбирать среди них наиболее предпочтительные. Через эти поня­тия Мид по-своему определяет социальность, которая предстает у него как способность личности к одновре­менному участию в разных перспективах.


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 558 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)