Иногда. Но рекомендованный подход может улучшить понимание пациента. Как часть данного подхода, следует подчеркнуть, что симптомы, связанные со стрессом, настолько же реальны, как и симптомы, вызванные настоящим соматическим заболеванием. Например, пациент, испытывающий боязнь онкологического заболевания, должен понять, что имеющиеся симптомы (если сказано, что они связаны со стрессом) настолько же важны для вас, как если бы они были вызваны раком. Более того, следует выразить, что предлагаемое лечение соматоформных расстройств настольно же реально, как и лечение тех соматических заболеваний, которых боится пациент, хотя они и отличаются.
Тщательная оценка также должна включать определение коморбидного психического заболевания (например, депрессии, тревоги, расстройств личности и психоза). Полезно привлекать отдельного врача-терапевта или команду, принимающих участие в лечении хронически соматизированного пациента. Данная команда может включать терапевта и специалиста в области охраны психического здоровья, которые работают в одном и том же учреждении или тесно сотрудничают. Будьте открыты и правдивы на всех этапах лечения. «Тайное» направление к психиатру ведет лишь к большему недоверию и сопротивлению лечебным рекомендациям.
202 III. Основные клинические расстройства и проблемы
22. Каким образом терапевт может способствовать данному процессу?
Одинаково важны последовательность и гибкость. Следует избегать ненужных новых соматических обследований. Предложите пациенту четкое, разумное и последовательное мнение относительно ваших находок и рекомендаций. Пациентам часто необходимо повторно выслушивать, что думает врач, почему он так думает и почему специфическое лечение рекомендовано или не рекомендовано.
При возрастании тревоги необходима гибкость. Например, пациенту, испытывающему постоянное беспокойство в отношении почечной недостаточности, может требоваться периодическое (и, на первый взгляд, ненужное) проведение простых почечных функциональных тестов для демонстрации нормальной функции почек. Позвольте пациенту помогать в принятии решений относительно методов обследования и лечения, с учетом его опасений, для обеспечения чувства контроля. Необходимо постоянно пересматривать ситуацию вместе с пациентом. Желательно проявлять гибкость, так как в ходе хронического соматизирован-ного расстройства часто развиваются другие психические расстройства (т.е. пациенту с ипохондрией может требоваться лечение антидепрессантами). Более того, отсутствие гибкости может привести к упущению диагноза недавно возникшего ургентного соматического заболевания.
Наконец, поддержание последовательной, стабильной, неосуждающей установки врача помогает пациенту чувствовать понимание, с надеждой продолжать лечение и избегать смены врача.