В древние времена убийство с расчленением трупа существовало как жертвоприношение, в средние века — как наказание (четвертование, гильотинирование). Расчленение трупа преступниками начало применяться приблизительно с XV века и особенного распространения достигло в конце XIX и в XX веке.
Расследования убийств с последующим расчленением трупа весьма сложны в связи с тем, что к моменту обнаружения частей трупа не известны личность, места совершения преступления и расчленения. Определенная роль в раскрытии преступления принадлежит судебно-медицинским экспертам, которые решают ряд важных для следствия вопросов. Главными из них являются вопросы о принадлежности частей одному трупу и идентификация личности. Проведение экспертизы отличается значительными трудностями технического характера, большим объемом подготовительных мероприятий и лабораторных исследований, наличием резко выраженных, а подчас и далеко зашедших гнилостных изменений, малой результативностью дополнительных и лабораторных исследований, сложностью оценки повреждений и изменений.
Для экспертного исследования направляют части тела человека, отделенные тупыми орудиями травмы и отчлененные острыми. Некоторые эксперты отожествляют отделенные и отчлененные части тела человека, говоря о расчленении в случаях авиационной, рельсовой и колесной транспортных травм, повреждениях водным транспортом на подводных крыльях, промышленной травме и травме при падении с большой высоты, обвалах, взрывах и т.д., что не отражает характеристик действовавшего орудия, вида травматического воздействия, сути происхождения повреждений и является ошибочным.
Отчленения конечностей могут быть произведены во время хирургических операций и выброшены нерадивыми сотрудниками медицинских учреждений в ненадлежащее место, где их и обнаруживают. Как правило, на них остаются следы хирургических операций, что позволяет судить об их происхождении.
Криминальные расчленения всегда производят для более удобной и незаметной транспортировки частей трупа с места преступления. При нахождении таких частей на них всегда отсутствуют следы хирургических операций. Обнаружение одной головы всегда говорит о преступном расчленении трупа.
В некоторых случаях, осматривая части расчлененного трупа на месте обнаружения, можно решить вопрос о цели расчленения. В этой связи различают наступательное (оффензивное) и защитительное (дефензивное) расчленения.
К оффензивным относят расчленения в случаях мести, сексуальных убийств (удовлетворение половой страсти со вспарыванием живота, отрезанием молочных желез, наружных (рис. 313) и внутренних половых органов), а также убийств, совершенных психически больными. Такие расчленения бессистемны, хаотичны, множественны. Иногда отрезанные части тела разбрасываются, или уносятся преступником, или оставляются на видном месте. В таком случае преступнику безразлично, будет раскрыто преступление или нет.
Рис. 313. Оффензивное расчленение
Удаление молочных желез с одновременным вырезанием половых органов встречается при сокрытии преступником акта нежелательной беременности, криминального аборта.
К дефензивным расчленениям относятся случаи отчленения частей тела с целью облегчения транспортировки (рис. 314) и сокрытия частей трупа, места убийства и расчленения. Преступнику безразлично, будет установлена личность или нет. Изуродование, скальпирование и так далее преступник применяет для затруднения идентификации личности, опасаясь, что преступление будет раскрыто.
Расчленения с целью затруднения опознания сопровождаются отрезанием головы (рис. 315), удалением частей тела с особыми приметами, измельчением тела на множество бесструктурных частей. Иногда преступники прибегают к скальпированию волосистой части головы, обезображиванию лица — снимают кожу лица, удаляют глазные яблоки, отрезают уши
Рис. 314. Отчлененные части тела для облегчения транспортировки
Рис. 315. Отчленение головы
и нос, удаляют зубы и ногтевые фаланги пальцев рук, уничтожают и обезображивают области тела с повреждениями и их следами.
Расчленения производятся острыми орудиями и инструментами - ножами (рис. 316), топорами, различными пилами (рис. 317), оставляющими трассы, по которым можно идентифицировать орудие травмы, ножницами, обычно употребляемыми в быту преступником, имевшим непосредственное отношение к покойному, или близким ему человеком, который отчленяет только голову (декапитапия) ножом или топором, частично отчленяет голову и конечности по суставам, применяя нож, топор, пилу, ножницы, полностью отчленяет по суставам ножом, топором, пилой, ножницами на мелкие части.
Расчленение по суставам без перерубывания костей свидетельствует о крайней осторожности и знакомстве с анатомической техникой (рис. 318). Разрубывание и распиливание указывают, что расчленение происходило в изолированном помещении.
Рис. 316. Трассы от действия ножа Рис. 317. Трассы, оставленные пилой
Рис. 318. Расчленение по суставам, произведенное ветеринарным врачом
Наличие множества беспорядочно и бессистемно перекрещивающихся резаных ран и пересекающихся рубленых, произвольное их пересечение (вне зоны суставов) позволяет судить о расчленении трупа лицом, ограниченным во времени, не обладающим профессиональными навыками.
Расчленение трупа производится, чаще всего, для облегчения транспортировки. Отсутствие возможностей переноса трупа заставляет расчленить труп на части, которые он разносит, развозит и прячет в разных местах.
На месте происшествия все части расчлененного трупа могут быть выявлены только тогда, когда преступнику или преступникам кто-то помешал вынести или вывезти части трупа.
Для сокрытия преступления, затруднения розыска и отдаления момента раскрытия преступления после расчленения части трупа сжигаются, вывариваются, растворяются в концентрированных кислотах, скармливаются скоту, закапываются, топятся в различных жидкостях, отправляются товарными поездами на большие расстояния, багажом, почтовыми посылками.
Части расчлененного трупа могут быть обнаружены на открытой местности, в лесу, в болоте, канавах, ямах, куче хвороста, листвы, закопанными в почве, навозе, погруженными в емкости с различными жидкостями, водоемы, реки, выгребные ямы, туалеты, колодцы, выявлены в заброшенных и редко посещаемых помещениях и сооружениях, на свалках, в шахтах, камерах хранения, почтовых отделениях, печах и различных топках, в канализационной системе. В водоемы и резервуары с жидкостями части трупов нередко погружаются вместе с различными грузами.
Обычно части расчлененного трупа обнаруживаются в различных местах и в разное время, в связи с чем они не всегда поступают одновременно, а доставляются в течение более или менее продолжительного времени. Поэтому их приходится хранить весьма долго. Отдельные части трупа вообще могут быть не обнаружены.
Осмотр и описание частей расчлененного трупа на местах их обнаружения производит следователь с участием судебно-медицинского эксперта и эксперта-криминалиста. Харьковский криминалист В.П. Колмаков (1941), первый выполнивший диссертационную работу, посвященную расследованию убийств, связанных с расчленением трупа, считает, что на место обнаружения частей трупа как в первый, так и в последующий разы должен выезжать один и тот же эксперт, который будет проводить экспертизу трупа и участвовать во всех следственных действиях. Такой метод работы позволяет сопоставить все данные, обобщить их и сделать правильные выводы.
Осмотр места обнаружения частей трупа
При осмотре места обнаружения частей трупа в протоколе отмечают климатические и температурные факторы, глубину расположения их в почве или в воде, ложе расположения частей и расстояние между ними. Указывается, все ли части тела трупа имеются в наличии, если нет, то перечисляются недостающие.
Упаковку трупа (ящик, чемодан, сверток и пр.) фотографируют, осматривают, измеряют и описывают до развертывания и открывания. Следователем тщательно описываются узлы на упаковочной веревке, шпагате, проводе. Веревка разрезается на противоположной узлу стороне. Места разреза прошиваются ниткой и передаются следователю для изучения экспертами-криминалистами конструкции узла и способа упаковки с целью установления профессии лица, завязывающего узел и упаковывающего труп.
Подробно описывают упаковочный материал (мешковину, бумагу, предметы, одежды и постельного белья), затем предметы одежды, сохранившиеся на отчлененной части. Иногда в случаях отсутствия предмета одежды на коже выявляются вдавления, позволяющие судить о наличии на части тела до расчленения бюстгальтера, пояса, плавок и т.д.
Осматривая части трупа на месте обнаружения, обращают внимание на признаки мацерации, которые свидетельствуют об удалении крови из тканей во избежание просачивания ее через упаковочный материал. В таком случае на упаковочном материале крови обычно не бывает. Оценка этих данных позволяет судить о продуманных преступником действиях, направленных на сокрытие трупа. Кроме того, признаки мацерации могут встретиться вследствие пребывания частей трупа в жидкой среде или под дождем, на что указывает мокрый лишь местами упаковочный материал.
Осмотр частей трупа позволяет решить вопрос о профессионализме лица, производившего расчленение. Единичными, глубокими разрезами по суставам производят расчленения лица, владеющие анатомической техникой — мясник, сотрудник скотобойни, медицинского учреждения. Такие лица производят расчленение быстро, в течении примерно 20 мин. Лица, не владеющие профессиональными навыками, расчленяют за несколько часов, а иногда и суток. Каждой обнаруженной части расчлененного трупа на месте обнаружения дается анатомическая характеристика, описываются трупные изменения, характер наложений, загрязнений, фауны, флоры, детально перечисляются, тщательно осматриваются и повреждения как не связанные, так и связанные с расчленением, особенно на голове, шее, туловище, где могут быть выявлены раны различного происхождения, странгуляционная борозда и т.д.
Тщательно осматриваются и описываются линии и поверхности расчленения, степень обескровливания тканей, наличие или отсутствие повреждений суставных поверхностей трубчатых костей, межсуставных дисков, хрящей, разруб и распил костей и суставных впадин.
В случае нахождения нескольких частей трупа вблизи друг от друга ориентировочно решается вопрос об их принадлежности одному трупу по совпадению объема отчлененных частей, линий, плоскостей и способа расчленения, материала и цвета одежды.
Все усилия во время осмотра частей трупа на месте обнаружения должны быть направлены на установление личности любыми доступными методами. Одним из них является дактилоскопия. Вопрос о месте и времени ее проведения решает следователь, исходя из степени развития трупных изменений и особенностей конкретного случая.
Вокруг места обнаружения каждой части тщательно осматриваются следы ног человека и животных, а также транспорта.