АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Механизм развития эпидемического процесса. Вирусный гепатит А — типичная антропонозная инфекция
Источник инфекции
Вирусный гепатит А — типичная антропонозная инфекция. В эксперименте удается заразить шимпанзе и обезьян — мармозеток и некоторые другие виды, в природных условиях ни один вид животного не заражается и не болеет. Патогенез инфекционного процесса у человека характеризуется несколькими особенностями, которые имеют принципиальное значение в эпидемиологии этой нозоформы (рис. 16.15).
Инкубационный период может колебаться от 15 (по некоторым данным — от 20 дней) до 50 дней. По многочисленным данным (эксперименты С. Кругмана на детях, вирусологические исследования фекальных масс инфицированных людей, эпидемиологические наблюдения), в конце инкубации за 10— 14 дней до появления первых клинических симптомов в фекальных массах обнаруживается вирус. Концентрация вируса в испражнениях растет очень быстро, достигая максимума в последние дни инкубации, этот уровень некоторое время поддерживается в продромальном периоде (неопределенные признаки острого респираторного заболевания, лихорадка, диспептические явления — тошнота, потеря аппетита и пр.) и затем, с развитием желтухи, концентрация возбудителя в фекальных массах быстро падает. Лишь редкие больные представляют некоторую опасность в первые 2-4 дня желтушного периода. Уже в первые дни болезни в крови обнаруживаются IgM (по-видимому, активное взаимодействие вируса и зараженного организма происходит уже в инкубационном периоде, по крайней мере, в конце инкуьании^, концентрация которых быстро падает, но затем постепенно наблюдается рост титров IgG. Иммуноглобулины класса G сохраняются длительное время и обеспечивают защиту при последующем заражении. Наряду с желтушными формами болезни, возможны различные безжелтушные формы, протекающие легко, с совершенно неопределенными симптомами (легкая лихорадка, некоторые признаки респираторной инфекции, иногда диспептические явления). Легкие формы очень часто проходят мимо внимания врачей, поскольку большинство таких больных не обращается за помощью. Но даже при обращении к врачам без дополнительных данных — вирусологических, иммунологических (определение анти-ВГА IgM, сбор парных сывороток для опредетения роста титров антител за счет IgG) и прежде всего эпидемиологических (больные из очагов с желтушными формами ВГА), диагностика практически невозможна. Именно поэтому мы не знаем соотношение желтушных и безжелтушных форм. По мнению М. Р. Зака, это соотношение составляет примерно 1:200, т. е. на одного больного, у которого развивается желтуха, приходится 200 больных безжелтушными легкими формами. Имеются и другие данные, в которых соотношение не столь резко выражено. По-видимому, это соотношение зависит от того, в какой степени учитывается в популяции число людей, имеющих некоторую защиту за счет проэпидемичивания (чем число таких людей в популяции пропорционально больше, тем и соотношение будет более выраженным, т. е. тем больше будет знаменатель). Нет сомнения, что существует и широко распространена бессимптомная форма инфекционного процесса, об этом свидетельствует высокий процент взрослых людей, содержащих в крови в высоких титрах антитела против ВГА (рис. 16.16).
Следует отметить, что так называемая переболеваемость, т. е. перенесение болезни в прошлом, независимо от срока, предшествовавшего исследованию, существенно ниже защищенности людей за счет приобретенного иммунитета.
Такие бессимптомные формы инфекции (носительство) могут возникать даже при первократной в жизни встрече с возбудителем (доза, недостаточная для воспроизведения клинического развития инфекционного процесса в конкретно сложившихся условиях), тем более бессимптомная форма может развиться у людей, обладающих каким-то, возможно не очень сильным иммунитетом. Конечно, больной желтушной формой представляет потенциально наибольшую угрозу, поскольку он выделяет вирус в относительно больших количествах достаточно длительное время, причем — необходимо подчеркнуть — в основном в инкубационном периоде, т. е. еще при активной деятельности Лишь только их пропорционально меньшее количество лает основание думать, что совокупная роль больных легкими формами и носителей выше, чем в сумме всех больных желтушными формами. Такое обилие замаскированных источников инфекции создает предпосылки для значительного распространения заболеваний.
Возрастное распределение заболеваемости (экстенсивные показатели) свидетельствует о том, что основным источником инфекции выступают не дети, а взрослые Сем. рис. 16.22), поскольку удельный вес взрослых больных (речь идет в первую очередь о желтушных формах) превышает удельный вес больных тетей всех возрастных групп вместе взятых.
|
| Желтуха
|
|
| Вирус в фекальных массах
| м
|
| Трансаминазы
|
| У
У
У
г
/
/
| IgM
>
ч
ч
ч
ч
ч
ч
ч
ч
ч
>
|
|
| IgG
•
•
V
•
т
*
w
*
•
«
Ш»
■
| Инкубация 15-50 дней
| Продром
mm м w
5-7 дней
| Клиническая картина
|
Рис. 16.15. Вирусный гепатит А. Некоторые характеристики патогенеза
|
01 4 7 10 15 20 30 40 50
Рис. 16.16. Динамика распространенности гепатита А в Таллинне
(А. А. Коломиец с соавт., 1984).
На оси абсцисс — возрастные группы, по оси ординат 1 — число лиц, имеющих анти-HAV (%), 2 — кумулятивный показатель перенесения манифестных форм Вертикальные линии на кривой 1 указывают 95%-ные доверительные интервалы
"lav i d ii vi iv■■■ r ■ w ■ i w
Механизм передачи
Механизм передачи фекально-оральный, однако для понимания роли различных путей передачи надо оценить восприимчивость людей. Прямые эксперименты С. Кругмана на детях показали, что эффективное заражение, ведущее к заболеванию, возможно, если восприимчивым (неиммунным) детям скармливать не менее 0,1 г (по величине примерно с горошину) испражнений, собранных в самый заразный период инфекционного процесса. Доза вируса, содержащаяся в приведенной величине фекальных масс, реально может быть обеспечена только за счет водного пути или пищевого при условии накопления возбудителя в продукте. Последнее при вирусных инфекциях исключено (культивирование, размножение вирусов возможно только в живом восприимчивом организме или в соответствующих культурах тканей). Указание в литературе на пищевые вспышки, причем иногда крупные, отражает неквалифицированную эпидемиологическую диагностику. Достаточно убедительно только описание весьма редких вспышек за счет потребления живых устриц или недостаточно термически обработанных других видов моллюсков. Собираемые в прибрежных, иногда контаминированных стоками, водах гидробионты, постоянно при жизни фильтрующие воду, могут содержать большое количество вируса за счет адсорбции, ведущей неизбежно к его высокой концентрации в теле, возможно, на поверхности тела. Не исключено — имеет место и размножение вирусов в теле моллюсков (впрочем, последнее не более, чем предположение). Вероятность контактно-бытовой передачи вируса ГА базируется на регистрируемых в детских учреждениях изолированных вспышках. По-видимому, пока этот путь передачи надо признать в какой-то степени возможным (требуются более детальные целенаправленные исследования). Но необходимо, отказавшись от сложившихся стереотипов, в каждом случае возникновения вспышек провести объективное, профессиональное эпидемиологическое расследование, опираясь на тщательный анализ вероятности реализации и других путей, т. е. необходима объективная дифференциальная эпидемиологическая диагностика.
По данным Г. Г. Онищенко (2002), в ряде регионов (Тыва, Карелия, Читинская область и др.) инцидентность оказывается в отдельные годы существенно выше, чем показатели в среднем по России (например, в 2001 г. показатели в некоторых регионах 143—280, даже 961 и более на 100 тыс. населения). Эти различия, надо полагать, связаны с особенностями системы водоснабжения. К сожалению, заболеваемость в России заметно выше, чем в других европейских странах. Так, в соседней Финляндии инцидентность на 100 тыс. населения имеет показатели меньше единицы, лишь в 2002 г. уровень поднялся до 8,6 на 100 тыс. населения. Такое различие, конечно, должно найти эпидемиологическое объяснение. Можно было бы высказать гипотезу о контактно-бытовой передаче, раскрывающей суть различий, — ясно, что бытовые условия не всегда удовлетворительны и, конечно, не везде одинаковы. Однако анализ данных Ленинградской области дает основание думать о другой причине (рис. 16.17 и 16.18): инцидентность дизентерии заметно выше в восточных районах Ленинградской области, чем в западных, инцидентность вирусного ГА, наоборот, выше среди населения некоторых западных районов.
| Рис. 16.17. Заболеваемость дизентерией в Ленинградской области в 1972 г (чем интенсивнее окраска, тем выше уровень заболеваемости)
|
Рис. 16 18 Заболеваемость вирусным гепатитом А в Ленинградской области в 1972 г (чем интенсивнее окраска, тем выше уровень заболеваемости)
| Различие территориального распределения заболеваемости дизентерией и ВГА — инфекций с одним и тем же механизмом передачи — позволяет думать об определенных различиях в передаче возбудителя в рамках одного и того же механизма передачи Высокая восприимчивость людей к возбудителю дизентерии (как уже упоминалось, доза, вызывающая заболевание у половины зараженных людей, равна 104 микробных клеток, что соответствует 0,0001 г фекальных масс больного человека) может обеспечить успешное заражение при действии любого пути передачи, в том числе, возможно, контактно-бытового. Отличие территориального распределения заболеваемости дизентерией и ВГА (сравнительно невысокая заболеваемость последним на востоке области) свидетельствует о том, что при ВГА контактно-бытовая передача вряд ли может иметь существенное значение С другой стороны, в восточных районах области значительное место занимает колодезное водоснабжение, в западных — очевидна возрастающая роль централизованного водоснабжения В современных условиях обеззараживание воды не гарантирует освобождение от устойчивого вируса ГА, но чаще всего обеспечивает гибель представителей семейства кишечных бактерий, именно поэтому при централизованном водоснабжении, особенно если вода забирается из открытого водоема, вполне возможна вероятность формирования (на фоне иногда некоторого относительного благополучия в отношении дизентерии) хронической, вялотекущей эпидемии ВГА При колодезном водоснабжении заражение через контаминированную воду происходит редко (вода фильтруется через значительные слои почвы), причем такое заражение, если даже реализуется, носит локальный характер и поэтому не может вовлечь большое количество людей Надо отметить, что еще в советское время несовпадение зон повышенной заболеваемости дизентерией и ВГА было замечено и констатировано рядом специалистов, изучавших эпидемическую ситуацию в различных регионах СССР Проведенное в Москве в 80-е гг исследование воды, собранной в разводящей водопроводной системе, показало, что 20—25% проб содержало энтеровирусы Становится понятным то, что практически все население Москвы в возрасте около 50 лет имеет высокие показатели иммунитета против вируса ГА Думать, что в отношении жителей Москвы такую активность проявляет контактно-бытовая передача, вряд ли возможно Большие исследования были проведены в неблагополучном в отношении ВГА г Тайпей (о Тайвань) группой авторов (Lu-yu Hwang и др, 1983) Согласно данным авторов, в пуповинной крови новорожденных антитела были обнаружены в 97% проб, у детей 1—2 лет всего в 1,6%, у детей в возрасте 9~10 лет — в 26%, у лиц 15—19 лет — в 92% Самое главное в этих наблюдениях заключается в том, что годовой прирост детей, у которых обнаружились антитела, составил в возрастной группе 1-3 года всего 0,5%, в группе детей 3-10 лет — 3%, в группе 10—15 лет — 10% Эти данные указывают на одно очень важное обстоятельство проэпидемичивание более всего наблюдается не среди детей, для которых, считается, контактно-бытовая передача наиболее характерна, а среди населения 15—20 лет, которое может получать возбудителя с высокой вероятностью с помощью воды Последние исследования в Карелии (В А Малявко и Р X Яфаев) показали, что высокая заболеваемость ВГА в республике определяется в основном водным путем передачи. Неоднократно изучалась возможность заражения людей вирусом ГА при гемотрансфузиях и при других контактах с кровью. Однако ни разу не удалось получить какие-либо подтверждения в этом отношении (ни клинические, ни вирусологические, ни эпидемиологические). Главная, а возможно, единственная причина заключается в том, что вирус в крови даже у больных желтушными формами обнаруживается очень короткое время (всего несколько дней), вероятно, и концентрация его в крови невелика.
Ряд исследователей высказывал мнение о возможности воздушно-капельной передачи вируса ГА, поскольку первыми признаками заболевания оказываются катаральные явления в верхних дыхательных путях, кроме того, нередко выявляется зимняя сезонность заболеваемости (см. рис. 16.21), последнее считалось основным аргументом в пользу воздушно-капельной передачи. Однако зимняя сезонность, как оказалось, если рассматривать внутригодовую динамику за несколько лет подряд, есть результат затянувшегося эпидемического процесса, начавшегося в предыдущем году (В. А. Малявко, P. X. Яфаев). Кроме того, весенний подъем заболеваемости, что характерно для инфекций дыхательных путей, при ВГА наблюдается редко и при этом также оказывается продолжением прошлогодней активизации эпидемического процесса.
Восприимчивость
Восприимчивость людей, конечно, всеобщая. Однако множество легких, безжелтушных форм, а также бессимптомных форм свидетельствует, очевидно, о большом значении разброса величины инфицирующих доз, ведущих к развитию инфекционного процесса, в том числе манифестных форм, а также о том, что чаще всего люди инфицируются дозами, недостаточными для воспроизведения манифестных форм инфекции. С другой стороны, проэпидемичивание за счет многократных встреч с возбудителем дает основание думать, что малые дозы не всегда достаточны для предотвращения повторного эффективного заражения, т. е. развития инфекционного процесса (в легкой или бессимптомной форме).
Отсутствие повторных заболеваний ВГА, а также высокая в нашей стране вероятность проэпидемичивания, обеспечивающая защиту от развития манифестных форм инфекции, свидетельствуют о полноценном иммунитете (либо после однократного перенесения болезни, либо за счет многократных заражений малыми дозами).
Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 807 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | 359 | 360 | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | 379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 | 385 | 386 | 387 | 388 |
|