Истинные и псевдоаллергические реакции на медикаменты различаются по механизмам развития, но и в том и в другом случаях пусковым механизмом является контакт с ЛС.
Медикаменты могут быть полноценными Аг, к ним относятся средства белкового происхождения (препараты плазмы и крови, гормоны и др.), крупномолекулярные соединения и другие, которые способны вступать во взаимодействие с иммунокомпетентными клетками и запускать иммунные механизмы. Большинство же ЛС — неполноценные Аг (гаптены).
В качестве гаптенов могут выступать:
Ú неизменённый препарат, что бывает довольно редко (например, эритромицин, формальдегид);
Ú примеси и продукты распада медикаментов (например, ангидрид салициловой кислоты в ацетилсалициловой кислоте, 3–бензилиденофталид в фениндионе, 4-гидроксифенилбутазон в фенилбутазоне);
Ú продукты биотрансформации или распада in vivo. Большинство ЛС подвергается в организме воздействию окислительных или восстановительных процессов либо ферментативным превращениям.
Если в результате биотрансформации медикамента образуется вещество, которое способно соединяться с белками плазмы или с другой соответствующей молекулой–носителем, то при этом создаётся предпосылка для сенсибилизации. Такого рода метаболические изменения более значимы для развития лекарственной аллергии, чем первичная структура препарата.
Высокореактивные метаболиты образуются в результате реакций биотрансформации, сопровождающихся разрывом цепи, кольца или в процессе окисления препаратов. Точных данных о превращениях различных медикаментов пока нет. Исключение составляет пенициллин. Определённые данные имеются в отношении практолола и галотана.
Иногда химически родственные соединения, например салицилат натрия и ацетилсалициловая кислота, обладают различными сенсибилизирующими свойствами и редко дают перекрёстные реакции. Это можно объяснить различными путями распада препарата в организме. Сенсибилизирующими свойствами могут обладать и те препараты или их метаболиты, которые своими боковыми цепями способны вступать в химическую связь с белками.
С макромолекулой может связываться большое число гаптенных группировок. В этих случаях иммунная система реагирует на данный комплекс, ставший чужеродным, развитием аллергической реакции. В тех случаях, когда медикаменты образуют слабые связи с белками, возникшие комплексы разрушаются при переработке Аг в макрофагах и поэтому не приводят к сенсибилизации. Исключение, возможно, составляют ионные связи, если их очень много. Они могут иметь значение для сенсибилизации солями металлов.
Тот факт, что химические соединения, не реагирующие с белком in vitro, все же способны сенсибилизировать in vivo, объясняется тем, что они могут содержать примеси, реагирующие с белками, или же метаболиты с таким свойством образуются in vivo.
Наряду с реактогенностью гаптена играет роль и способность белков организма к конъюгации. Различные белки обладают этим свойством в неодинаковой степени; вероятно, оно присуще в большей степени белкам-экссудатам при воспалительных процессах. Например, известно, что многие виды присыпок и мазей чаще вызывают сенсибилизацию, когда их наносят на воспалённую поверхность кожи.
Samter указывает, что аллергические реакции развиваются реже при профилактическом применении медикаментов, чем при терапевтическом, например при воспалительных процессах. Он объясняет это тем, что в последнем случае из разрушенных клеток в большом количестве выделяются белки, которые вступают в реакцию. Такие белки, как правило, обладают органоспецифичностью и могут влиять на локализацию аллергической реакции вследствие процессов аутоиммунизации. Наряду с этим локализация реакции зависит от предшествовавших органных дефектов. Имеет значение и тот факт, что многие медикаменты имеют особое сродство с определёнными органами и видами клеток.
Таким образом, специфичность иммунного ответа связана с химической структурой препарата, с конфигурацией его молекулы или молекулы его метаболита; кроме того, иммунный ответ направлен против белковой части конъюгата и поэтому характеризуется аутоагрессивными свойствами.