Высокоаффинный Рц содержит 4 полипептидных цепочки: одну a–цепь, которая имеет участок для связывания IgE, одну b–цепь и две идентичные, связанные между собою дисульфидной связью g–цепи.
Выяснение нуклеотидной последовательности, которая кодирует синтез каждой из СЕ Рц, и установление первичной структуры полипептидов, составляющих СЕ, позволило описать организацию этого полисубъединичного белка (Blank et al., 1989).
a–Цепи Рц крыс, мышей и человека содержат, соответственно, 222, 227 и 232 АК–остатка и состоят из четырёх дискретных регионов (доменов) (рис. 18).
Рис. 18. Принципиальное строение и мембранное расположение высокоаффинного рецептора для IgE — FceRI
Два аминоконцевых домена гомологичны друг другу и расположены на наружной поверхности клеточной мембраны. Каждый из доменов содержит замкнутую через цистеиновые остатки иммуноглобулин-подобную петлю, гомологичную аналогичному остатку Fсg–Рц. У всех упомянутых видов животных a–цепь высокогликозилирована и в пределах цепи имеется много потенциальных участков N–гликозилирования. Однако только один из них является консервативным для всех видов животных.
Следующий домен расположен трансмембранно, содержит 21 АК–остаток и имеет конформацию в виде a-спирали. Этот домен содержит остаток аспартата в положении, обеспечивающем размещение домена на внутреннем листке липидного бислоя мембраны. Трансмембранный домен является наиболее высококонсервативной областью a–цепи у всех исследованных видов животных. Так же, как и внеклеточный домен, он имеет выраженную гомологию с соответствующим участком Fсg–Рц (Fсg–III/CD16).
Четвёртый домен расположен в цитоплазме. Длина его соответствует 20 АК–остаткам у крыс, 25 — у мышей, 31 — у человека. Гомология этого домена у грызунов и человека соответствует лишь 20%. Общим свойством a–цепей крыс, мышей и человека является высокое содержание аминоконцевых остатков со свойствами основания. Четвёртый домен по своему строению слабо напоминает соответствующие области Fсg–Рц и не содержит типичные АК–последовательности, которые могли бы соответствовать выполнению каких-то известных функций.
b–Цепь состоит из четырёх трансмембранных доменов, двух экстраклеточных петель и одной внутриклеточной петли; амино- и карбоксильные концы b–цепи ориентированы внутрь клетки по отношению к цитоплазматической стороне бислоя клеточной мембраны (рис. 18). Изучение b–СЕ крыс не обнаружило свидетельств гликозилирования этого полипептида. Свойства b–СЕ мышей оказались аналогичными предсказанным ранее свойствам b–цепи крыс.
b–СЕ оказывается гомологичной клеточному поверхностному белку мышей — Ly44 или его аналогу у человека — CD20. Интересно, что ген белка Ly44, расположен на той же (19-й) хромосоме, что и ген b–СЕ, а между АК–последовательностями CD20 и b–цепи имеется, хотя и не очень выраженная, но кажущаяся важной гомология. Все эти сведения наводят на мысль об общем происхождении этих белков. Что же касается их роли в выполнении общих или сходных клеточных функций, то пока удовлетворительно ответить на этот вопрос трудно. Правда, есть свидетельства того, что CD20 может участвовать в регуляции проводимости кальциевых мембранных каналов B–лимфоцитов.
g–СЕ содержат гомологичные внеклеточные участки, состоящие из 5 АК–остатков, трансмембранные домены, состоящие из 21 АК–остатка, и внутриклеточные участки, состоящие из 36 остатков. Трансмембранный домен содержит два цистеиновых остатка и аспартат. Цистеиновые остатки связаны между собою дисульфидной связью.
g–Цепь представлена не только в Рц для IgE. Такие же цепи ассоциированы с иммуноглобулин-подобным a–компонентом Fc(g)–Рц типа III. Трансмембранный домен a–компонента FсgRIII имеет высокую гомологию с соответствующим участком a–цепи FceRI. В обоих случаях эффективная экспрессия a–цепи на клеточной поверхности осуществима в присутствии g–цепи (Ra et al., 1989).
g–СЕ имеют выраженную гомологию с z–цепью, которая представляет собою один из полипептидов, ассоциированных с антигенным Рц, представленным на T–лимфоцитах. И в этом случае трансмембранные домены имеют выраженную гомологию. z–Цепь имеет больший по размеру цитоплазматический домен, чем g–цепь. Несмотря на то, что геномная организация g- и z–цепей сходна, их гены на 1-й хромосоме мышей расположены в отдаленных друг от друга участках. Функциональное значение этой гомологии неизвестно. Возможно, что она определяет какие-то сходные функции этих белков помимо их специфической роли. Во всяком случае, те важные участки, которые, как полагают, имеют значение для выполнения специализированной функции z–цепей, отсутствуют в g–цепи. В экспериментальных условиях, в которых происходит диссоциация FceRI, b- и g–цепи диссоциируют как одна единица. Кроме того, при определённых условиях выделения наступает ковалентное связывание b- и g–СЕ. Поэтому можно предположить, что и в естественных условиях эти СЕ вступают во взаимодействие друг с другом. В специальных исследованиях получены также свидетельства того, что могут воспроизводиться взаимодействия a- и b–ΡΕ и a- и g–СЕ. Таким образом, эти данные обосновывают принципиальный вывод о том, что каждый тип СЕ может взаимодействовать с двумя другими. Этим, вероятно, и объясняется особая аранжировка СЕ Рц в клеточной мембране, обеспечивающая его функционирование.