Эти руки - первое, что встречает новорожденный в этой жизни. Они говорят с ним на его первом языке - языке кожи, касаний... Пусть руки будут нежными, но сильными...
Ф. Лебойе
В процессе родов мудрая женщина помогает женщине родить самостоятельно. Акушерка удаляет затруднения, создает безопасность и держится в стороне.После родов мать гордится тем, что родила сама, а акушерка незаметно удаляется.
«Тао женщины». НУ ШУ. Рукописи
Современный человек в определенном смысле привык ко все ускоряющемуся научно-медицинскому прогрессу. Первые клинические пересадки жизненно важных органов, начавшиеся в 50-60-е годы, создания новейших вспомогательных репродуктивных технологий в 70-е, реализация грандиозной научной программы «Геном человека» в 80-90-е гг. - вот некоторые этапы развития медицинской науки и технологий в конце XX - начале XXI вв.
Эти революционные технологии диктуют необходимость столь же революционных изменений медицинской этики, которая последние 30 лет обозначается также термином «биоэтика».
Когда речь идет о новых этических подходах в медицине, вновь вспоминают принципы этики Гиппократа, а именно те из них, которые в современной медицине в некоторых пунктах подвергаются трансформации. Так, принцип уважения к жизни пациента, сформированный в «клятве Гиппократа», запрещает, в частности, искусственный аборт. Очевидно, что современная медицина расходится с бескомпромиссной этикой великого древнегреческого ученого. В «факультетском обещании» отечественных врачей (XIX в.) принцип уважения к жизни вообще отсутствует, видимо, потому, что тогда он считался во врачебной среде чем-то само собой разумеющимся. Вероятно, по этой же причине как таковое положение о необходимости безусловного уважения врачом человеческой жизни отсутствовало и в «Присяге врача Советского Союза» (1971-1991). А вот в Женевской декларации Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), принятой в 1948 г., в частности, говорится: «...я буду
проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия...»
В 1999 г. в Клятве врача РФ принцип Гиппократа об уважении к жизни принят в несколько урезанном виде (исключен вопрос об искусственном аборте).
В новых социально-экономических условиях жизнедеятельности современного Российского общества система отечественного здравоохранения испытывает высокую потребность в творчески мыслящих не только врачах, но и акушерках, медицинских сестрах, обладающих профессиональной и социальной активностью, мобильностью и конкурентоспособностью на современном рынке труда.
Деятельность среднего персонала (акушерки) в современных условиях характеризуется многосторонностью, многонаправленностью усилий: мать-плод, мать-новорожденный, характеризуется большим разнообразием и включает:
• оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медикосанитарной помощи;
• участие в высокотехнологичных клинических вмешательствах;
• самостоятельное проведение клинических вмешательств. Возрастает роль среднего персонала в санитарном просвещении по
таким важнейшим вопросам как:
• формирование здорового образа жизни;
• половое воспитание;
• безопасное материнство.
Никого нет ближе беременной женщине, чем акушерка: участковая - в городской женской консультации, на фельдшерско-акушерском пункте - в сельской местности, но главное - в родильном блоке. Не только профессиональные, но и моральные, нравственные, этические аспекты деятельности акушерки - непременное условие достижения главных результатов, а именно - благоприятного завершения родов, снижения материнской и детской заболеваемости.
Как всегда, вступая в область медицинской психологии, мы ограничены в своих возможностях улучшить человеческие качества тех, кто должен вместе с роженицей не спать, сопереживая ей; заранее любить всех пациенток и их еще не рожденных детей, радоваться каждым родам, как каждому восходу солнца.
Природа мудра. Как уже было сказано, акушерство - тонкое сочетание науки, искусства и ремесла. Это особая отрасль человеческой деятельности, куда приходят, как правило, хорошие люди с отличными нравственными установками. Эти установки во время учебы в
медицинских училищах и колледжах должны быть разумно ориентированы и развиты. В женской консультации и в родильном доме это развитие получит мощный импульс в силу самостоятельной работы и возникающих проблем. В сочетании с совершенствованием профессиональных знаний и умений это позволит выполнить главную цель медицинского образования - программно-целевое обучение.
Акушерка - не медсестра, она не лечит изначально больных людей. Цель ее деятельности - помогать здоровым женщинам рожать здоровых детей. Поэтому этика взаимоотношений со здоровой женщиной должна базироваться на максимальном профессионализме в сочетании с человеческими качествами, не позволяющими грубить роженице, повышать голос, выказывать неудовольствие работой в ночные часы, сетовать на низкую зарплату. Как видим, интеллигентность была, есть и остается главным качеством акушерки.
Но современное родовспоможение выдвинуло новые проблемы, в частности нездоровье женщин фертильного возраста.
Как наука медицина во все времена основывалась, прежде всего, на достижениях и методах естествознания, но при этом важную роль в ней всегда играла профессиональная этика. Перед медиками вынужденно обнажается частная жизнь пациента, все больше потенциальная опасность, которой подвергается человек в результате медицинских вмешательств в сферу его здоровья.
Основная заповедь этики Гиппократа «Прежде всего не навреди» как нельзя лучше подчеркивает интервенционистский характер врачебного дела.
Не случайно сами врачи говорят о распространении в последнее время явления, которое названо «акушерская агрессия».
Дело акушерки - это компетентное выявление проблемы беременной женщины и квалифицированная помощь в их разрешении, по крайней мере - в смягчении их остроты. Акушерка призвана помогать пациентке и в преодолении той дезадаптации, причиной которой может явиться врачебное вмешательство (побочное действие лекарств, боль, операционная травма).
Слова, которые стали эпиграфом к этой главе, можно считать классической метафорой, выразившей смысл важной миссии акушерки.